История музея ПРАДО - часть 2


Краткое знакомство c художниками

часть1   часть2   часть3

Его наследник Карл IV(1748-1819) обладал гораздо более развитым вкусом. Он всячески поощрял и поддерживал великого Франсиско де Гойю, картины которого принесли Прадо всемирную славу.

Идея преобразования королевской коллекции в публичный музей родилась еще в конце XVIII века. Для первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке Прадо (отсюда название будущего музея). Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много произведений было вывезено).

Лишь в 1809 году Луис де Мариано Уркихо, при Жозефе Бонапарте, став его советником, добился подписания указа на этот счет. Однако, поскольку его художественный вкус оставлял желать лучшего и он, к тому же, доверил формирование музея не слишком чистым на руку антикварам, из коллекции тогда ушли многие шедевры.

Лопес Портана Портрет Фердинанда VII

В 1814 году Фернандо VII (1784 -1833) возвратился из изгнания. Он хорошо знал художественные собрания, представленные в Лувре, и хотел выглядеть в лице своих подданных сторонником новых веяний.

Король издал указ об учреждении публичного музея, и предложил для музея дворец Буэнависта, прежде принадлежавший герцогам Альба, а затем Годою — фавориту королевы при Филиппе IV. Однако, обследовав дворец, архитекторы убедились в его крайне печальном состоянии. Идея создания музея опять не была реализована; к ней вернулись только в 1818 году.

19 ноября 1819 состоялась открытие Музея науки и искусства, в коллекции которого насчитывалось 311 картин. Именно тогда музей получил свое окончательное название — Прадо, что подчеркивало его преемственность, его связь с первой картинной галереей в королевском загородном дворце.

Исабель де Браганса Мария Хосефа Амелия

В создании музея очень большое участие принимала королева Исабель де Браганса, а после ее смерти — новая жена Фернанда VII, королева Мария Хосефа Амелия, дочь саксонского курфюрста, она желала видеть музей наподобие созданного ее отцом в Дрездене. Хотя правление Фернандо VII и не вошло в историю Испании как эпоха успехов, но именно в ту пору был создан один из величайших художественных музеев мира.

Рафаэль Мадонна с рыбой Босх Сад земных наслаждений Караваджо Победа Давида над Голиафом

За XIX — ХХ века в музее произошло много изменений. В 1826–1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в том числе из коллекций Карла V, Филиппа II , Филиппа IV. С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей, церковных учебных заведений. Конфискованные ценности размещались в монастыре Ла Тринидад, где в 1838 был открыт Национальный музей. В 1871 его фонды перешли к Музею Прадо. В 1868 Прадо из королевского музея становится музеем города Мадрид.

В августе 1936 из-за гражданской войны музей был закрыт, картины эвакуированы в Швейцарию.
7 июля 1939 Прадо вновь открылся для посетителей, но экспозиция была неполной – часть картин выставлялась в Женеве (с началом Второй мировой войны картины вернули в Испанию).

В 1971 состоялось открытие филиала музея Прадо в здании Касон дель Буэн Ретиро, в котором экспонируются в основном произведения испанских живописцев 19 в.

Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. Хотя музей неоднократно расширялся, из-за недостатка в помещении из них выставлено менее 2000 , остальное хранится в запасниках.

Никола Пуссен Аполлон и музы Aльбрехт Дюрер Адам и Ева Клод Лоррен Погребение Св.Серафимы

Художественная коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи. Музей Прадо стал одним из символов Испании, как Лувр - Франции, ансамбль египетских пирамид в Гизе — Египта или Московский Кремль — России. Художественная коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи.

Эль Греко Св.Андрей и Св Франциск Рибера Св. Христофор Веласкес Менина Сурбаран Св. Елизавета Венгерская  Мурильо Добрый пастырь

Еще в конце XIX века Хосе Мария Салаверрия в работе «Привидения музея Прадо» так оценил значение его замечательной коллекции:

«Испанская история — тяжкий груз в памяти человечества... Будь у Испании только история, она бы канула в Лету. Но у Испании есть замечательный музей, и мир о ней помнит».

Музей Прадо-начало