Библия и живопись

Непорочное зачатие

Этот термин относится не к зачатию Христа в утробе Марии, как иногда считают (оно изображается в искусстве как Благовещение), а к зачатию самой Марии в утробе ее матери Анны. Согласно этой доктрине, поскольку Мария была избрана - была, в сущности, предопределена от века - быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной (отсюда ее название Purissima), более специфически это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, то есть она сама была зачата "без вожделения".

Эта идея, медленно, на протяжении всего средневековья, получившая обоснование, стала главным итогом догматических споров, которые велись в XII- XIII веках.

Среди монашеских орденов доминиканцы, включая Фому Аквинского, отрицали возможность непорочного зачатия, в то время как францисканцы, за исключением Бонавентуры, защищали эту концепцию. В последующие столетия эта доктрина получила различные папские подтверждения

В искусстве XVII века, особенно в Испании, импульсы, которые придала почитанию Девы Марии Контрреформация, привели к новому типу изображения Непорочного Зачатия, который быстро утвердился. Эта форма получила обоснование у испанского художника, писателя и цензора искусств инквизиции Франсиско Пачеко в его трактате "Искусство живописи" (1649).

Он установил, что Девa Мария должна изображаться молодой женщиной, на ней белая: мантия и голубой плащ, ее руки сложены на груди или в молитвенном жесте, луна должна быть в виде месяца (античный символ целомудрия). Этот образ, порой с некоторыми изменениями, — наиболее знакомая версия данной темы.

Он может включать Бога-Отца, взирающего сверху, возможно, сопровождаемого надписью "Tota pulchra es, amica mea, et macula non est in te" [лат. - "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе"] (Песн. П., 4:7).