Мифология и живопись

Ганимед

Пастух, сын царя Троса (Троя), именем которого названа легендарная Троя и нимфы Каллирои. За необыкновенную красу свою был похищен богами на небо. Любимец и виночерпий Зевса.

Ганимед считался древними самым прекрасным из когда-либо живших юношей. Поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. Говорят также, что Зевс, возбуждённый исключительной красотой юноши, пожелал познать Ганимеда в своей постели и похитил его "чрез своего орла" [1]. Согласно Овидию, сам бог, одевшись орлиными перьями, унес юношу с троянских лугов на Олимп. Там он, помимо прочего, был сделан Зевсом своим виночерпием, присвоив должность Гебы, богини юности, обносившей вином пирующих богов до него. Она вскоре, будучи свободной от общественных обязанностей, выходит замуж за Геракла.

Тросу в уплату за потерянного сына Гермес подарил (от имени Зевса) золотую лозу, сработанную Гефестом, и двух прекрасных коней. Кроме того, он убедил его, что отныне его сына минует смерть, невзгоды старости, и он будет всегда с улыбкой подносить Отцу Небес игристый нектар в золотой чаше. В промежутках же между пирами Ганимед развлекается игрой в кости с Эросом, который, впрочем, безбожно плутует при каждом броске.

Появление Ганимеда стало оскорблением и для Гебы, и для её матери Геры — она до тех пор досаждала Зевсу, пока он не избавился от любимца, поместив его среди звезд в виде созвездия Водолея.

Миф, переданный в несколько измененном виде Гомером, приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку казалось, что он давал религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам.

Новая страсть ознаменовала собой победу патриархата. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения.

С распространением этой философии женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей.

В искусстве эпохи Возрождения и более позднего времени он обычно изображается схваченным орлом или сидящим у него на спине. Орёл поднимает его в воздух: крылья распростерты или закрывают юношу, когти держат конечности пленника. Ганимед может нести небольшой винный кувшин — намек на его будущую небесную роль.

Другая версия показывает прибытие Ганимеда на Олимп, где Геба, предыдущая исполнительница функции виночерпия, передает ему свою чашу. На заднем плане идет пир.