Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце

Клод Моне

Впечатление. Восходящее солнце

1872. холст, масло. 48 × 63 см
Музей Мармоттан-Моне, Париж

«Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм».

Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. С лёгкой руки журналиста Луи Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа написал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!».

Холст экспонировался в парижском музее Мармоттан, откуда был украден в 1985 году вместе с другими работами художника, а также картинами Огюста Ренуара и Берты Моризо. Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя, в 1991 году вновь заняло своё место в экспозиции.

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки».

Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм. Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.

Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.