Микеланджело. Фрески потолка (1508-1512)

В 1505 папа Юлием II, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда скульптор начал работу, Папа вдруг отказывается оплачивать счета. Уязвленный в своем достоинстве, Микеланджело самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию. Это непослушание грозило очень многими несчастиями - отлучением от церкви, тюрьмой и даже смертью.

После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощение, в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы, до этого раскрашенный в голубой цвет с золотыми звездами. Как Микеланджело ни убеждал Папу, что он скульптор, а не художник, Папа был непреклонен. Ослушаться во-второй раз Микеланджело не посмел.

Первоначально папа заказал изобразить фигуры 12 апостолов, он хотел 12 фресками прикрыть архитектуру потолка, вообще не предназначенной для росписи, а остальное заполнить орнаментом. Капелла когда-то создавалась, как защитное сооружение. Пришлось согласиться.

Микеланджело набрал ботегу(команду помощников) и приступил к работе. Фрески, роспись темперой по мокрой штукатурке, дело непростое, требует навыка в составлении смеси штукатурки и нанесении её на стену. У Микеланджело такого опыта не было.Здесь нужны были опытные помощники.

Работа под потолком высотой 20 м - дело не простое. Через 8 мес, когда большая часть работы была выполнена, Микеланджело понял, что даже мастерски выполненные рисунки, не дадут нужного впечатления. Получалась средненькая работа! Но Микеланджело, талантливый скульптор, привык делать только шедевры. Он был очень расстроен всем этим, но продолжать работу не мог. Но гений, потому и гений, что ему приходят в голову неожиданные идеи. Он решил показать историю сотворения Мира и первых людей на темы Ветхого завета. 9 фресок в центре заключённые в раму, кажущуюся лепной.

Он применил "изображенную архитектуру", — разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Оба боковых пояса он расчленил своей кистью пилястрами на прямоугольные ниши, в которые поместил колоссальные фигуры, восседающие на тронах.

Весь средний пояс окантован карнизом с кубическими седалищами, на которых изображены обнаженные юноши (ньюди), обрамляющие наподобие статуй живописные сцены, причем эти сцены кажутся как бы отодвинутыми в глубину.

Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом, и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков).

После этого Мастер обратился к Юлию II., который всё же разрешил мастеру делать всё по его усмотрению.

Чтобы расписывать потолок надо на чем-то стоять. Первое решение было предложено любимым архитектором папы - Браманте. Он подвесил мостки на канатах, но они стали раскачиваться, и чтобы их закрепить Браманте пробил в потолке отверстия для дополнительных веревок. Микеланджело рассмеялся, когда увидел эту конструкцию - отверстия останутся после окончания работы. На вопрос Микеланджело, что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, Браманте не смог ответить. Дело отправили на рассмотрении папы, и тот приказал Микеланджело построить собственные подмости. И Микеланджело возвел деревянные платформы на консолях, закрепленных в стене над окнами. Микеланджело начал эту работу 10 мая 1508 г. и закончил 5 сентября 1512 г..

Художник один, только с помощью помощника, накладывавшего раствор штукатурки, расписал весь свод капеллы. Более чем 300 фигур, 538 квадратных метров потолка плюс люнеты на стенах- великолепный цикл композиций на темы Ветхого завета.

Даже для такого гения, труд титанический. Он ведь не художник, а скульптор!

Весь средний пояс окантован карнизом с кубическими седалищами, на которых изображены обнаженные юноши (ньюди), обрамляющие наподобие статуй живописные сцены, причем эти сцены кажутся как бы отодвинутыми в глубину.

Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом, и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков).

Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков.

Сам Микеланджело говорил: "..., что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. И потому мне всегда казалось, что скульптура - светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной".

Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, так как все они взаимно согласованны. Это — великое достижение живописи Высокого Возрождения, доведенной здесь Микеланджело до совершенства.

В росписи Микеланджело жизнеутверждающая мощь уживается с трагической безысходностью. Это не светлый, величавый, но и беспечный мир Рафаэля.

На этом потолке предстают гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе видеть в них частицу самого себя, облагороженную и запечатленную навеки.

Искуствовед М. В. Алпатов подчеркивает, что в эпоху Возрождения плафонная живопись носила преимущественно декоративный характер, ограничиваясь несложной тематикой, и потому «Сикстинский плафон Микеланджело, рожденный в творческих муках и ответно требующий от зрителя мучительного напряжения, — это исключение», знаменующее отступление от эстетики той эпохи.

Реставрация фресок потолка началась 7 ноября 1984 г. Для публики капелла была вновь открыта 8 апреля 1994 г. В процессе реставрации выснилось, что Микеланджело работал только по мокрой штукатурке.

Микеланджело работал по подготовленным картонам, делал эскизы кистью и сангиной по нижнему слою штукатурки, нанося методом припороха (через отверстие в картоне) угольную пыль, а по оставленному ею следу прочерчивая контуры рисунка. Потом рисунок покрывался тонким слоем жирной извести и мелкозернистого песка и расписывался краской. Никаких поправок по уже высохшей штукатурке Микеланджело не делал. Поэтому для очистки живописи от загрязнений применили растворители.