Россика
Россикой обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в XVIII – I пол. XIX вв.
Вначале они приезжали в качестве гастролеров, но вскоре их роль стала значительно шире – по контрактам они начали обучать талантливую русскую молодежь.
Переход от иконописи к светскому искусству происходил постепенно, но икона на долгое время определила “ПАРСУННОСТЬ” в портретах XVIII века. Писать по-иконному было целое искусство, осваиваемое мастерами-иконописцами долгие годы. Живопись портретная или, как тогда говорили – “с живства”, принципиально отличалась от ИКОНОПИСИ. Портретным делом первыми стали заниматься иконописцы, бывшие на царской службе и работавшие в Оружейной Палате.
Иностранные учителя впервые появились в Москве: одним из первых в Россию приехал в 1687 году шведский портретист Гек; позже приехали на работу в Россию немецкие и голландские мастера. Под влиянием иностранной живописи и гравюр стала изменяться и икона: прихожане стали требовать икон, писаных “по-живописному”, а не “по-иконному”. Приверженцами старины остались только старообрядцы.
ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ
Приехавшие на заработки в Россию иностранные мастера оставались жить в Москве или в Новгороде, где “фряжским” письмом начали писать портреты бояр и духовенства. Многие допетровские портреты русских царей написаны именно иностранными художниками, преимущественно немцами.
Пётр I, желавший превратить Россию в европейское государство, издал манифест о привлечении в Россию иностранных разных специалистов, в том числе и художников. В небольших тогда Германии, Франции, Австрии, Швейцарии работы для них не было, поэтому художников привлекала работа в неизвестной и далекой России.
Первыми прибыли Иоганн Готфрид Таннауэр, из Германии,супруги Гзель из Швейцарии и Луи Каравакк из Франции. Это были ещё не очень известные художники(те не хотели рисковать и ехать в неизвестность), но именно они учили первых русских художников.
Они принесли в Россию разные жанры светской живописи - портретная живопись, пейзажи, сцены сражений и другие. Они познакомили русских художников с техникой работы масляными красками. Каждый обязан был не только выполнять заказы на картины, но и иметь русских учеников и помощников и преподавать им все, что знали.
Георг Гзель (1673-1740) учился в Вене и Амстердаме, где встретился с Петром I и был приглашен им на службу в Россию. В 1717 году Гзель принял приглашение Петра и жил в России до конца своих дней.
Гзель рисовал "прожекты" иллюминации придворных празднеств и выдавал дипломы на звание учителя. Для камчатской экспедиции Гзель составил инструкцию рисовальщикам.
Его жена, Мария-Доротея Гзельша, иллюстрировала "Центурии" академика Буксбаума(Умерла в 1743 г.)
В 1727 г.учил русских художников Ф.Черкасова, А. Грекова, Некрасова, Малиновкина и др., был живописцем Академии Науки, для которой он выполнил рисунки для ученых - биологов, ботаников.
До наших дней сохранились написанные в России картины Георга Гзеля, которые хранятся в Государственном Русском музее ("Портрет великана Николая Буржуа ...
Луи Каравакк, согласно контракта, писал портреты, сцены сражений, картины на исторические темы и художественно оформлял торжества. Среди его учеников самым талантливым был И.Я. Вишняков. У него некоторое время учился А.П.Антропов.
ЧАСТЬ 2
Художники:
- Вуаль, Жан Луи
- Гроот, Георг
- Гзелль,Георг
- Каравакк, Луи
- Лампи, Иоганн (Старший)
- Преннер, Георг Каспар
- Патерсен, Бенжамен
- Рослин, Александр
- Ротари, Пьетро
- Таннауэр, Иоганн Готфрид
- Токке, Луис
- Торелли, Стефано
- Эриксен, Вигилиус