Искушение Христа
'Сандро Боттичелли (1455-1510)
Фрескa, 1481-82г, 345 x 555см, Сикстинская капелла, Ватикан
Фреска, которую Боттичелли начал в июле 1481, является сценой цикла Христа и изображает Искушение Христа.
Слева-вверху, на горе, дьявол уговаривает Христа, превратить камни в хлеб.
Дьявол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами".
В центре-вверху, дьявол, замаскирован, как отшельник пытается убедить Христа бросится вниз.
Тогда дьявол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею"
Справа-вверху, наконец, он показывает Сыну Бога блеск всемирного богатства, которое он ему предлагает. Однако, Христос отгоняет Дьявола, и тот предстаёт в истинном, дьявольском виде. Рядом, три ангела подготовили стол к празднованию евхаристии(греч.-"благодарение").
... дьявол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".
Иисус Христос сказал ему: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи". Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.
Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, несколько человек приносят животных и дерево для огня.
На первый взгляд, включение этой еврейской жертвенной сцены в цикле Христа казалось бы чрезвычайно озадачивающим, однако, объяснение может быть найдено в типологической интерпретации.
Еврейская жертва, изображаемая здесь, относится к распятию на кресте Христа, который отдаёт свою плоть и кровь для выкупа человечества. Жертва Христа восстановлена в праздновании евхаристии - причащении, ссылает к столу с подарками, подготовленным ангелами.
Cцена, которая становится понятной только вместе со сценой на переднем плане фрески. Единство этих двух событий с точки зрения содержания объясняется новым появлением Христа с тремя ангелами слева,в середине, картины, где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам.
Вокруг - народ. наблюдающий за происходящим.
и
пейзаж, прекрасно исполненный Боттичелли,