Портрет Франциска I, короля Франции
Парадный портрет Франциска I, короля Франции
Жан Клуэ (Брюссель,1485/90- Париж, 1514
1525-30г, дерево, масло, 96 х 74 см , Лувр, Париж
(из коллекции Франциска I)
Жан Клуэ, в этом большом портрете, показывает Франциска I в богатом одеянии эпохи Возрождения. Традиционные знаки отличия королевского величества обходились без короны. Шляпа с белыми перьями, украшенная жемчугом, атласная одежда, щедро расшитая золотом, медаль на золотой цепи и короны на дорогой красной парчовой ткани позади фигуры короля - ясно указывают, что перед нами - Король.
Богатые одежды, настенный ковёр не затмевают умного, решительнго выражения лица короля, признанного одним из самых великих и мудрых государей Франции. Его суженные синие глаза, его проницательный взгляд, его темные усы и борода придают его лицу исключительную привлекательность.
Франциск I (1494-1547), сын Карла Орлеанского, сменил на троне Людовика XII в 1515 году. Его правление отмечено особым интересом к искусству и литературе, а также нескончаемой войной против извечного врага Карла V, Императора Священной Римской Империи, для борьбы с которым он объединил свои усилия с немецкими принцами протестантами и Сулейманом Великолепным.
Его правление было отмечено расцветом культуры. Французский язык был провозглашен официальным, заменив латынь. Был открыт Королевский Колледж, дававший возможность получить образование всем желающим. Был издан закон, обязывавший всех печатников, снимать копию со всех опубликованных работ для государственного архива. При Франциске I во Франции начался период Ренессанса.
Он был человеком воистину универсальных дарований и меценат, и военачальник. Его огромной энергии хватало и на придворные интриги, и на развитие армии, и на пополнение коллекции. Именно он заложил основу французской национальной коллекции, которая первоначально разместилась в новом королевском дворце в Фонтенбло. Kороль обладал широким кругозором и изысканным вкусом. В 1517 году Франциск I поселил Леонардо да Винчи близ Амбуаза, и все картины, находившиеся у художника к моменту его смерти в 1519 году, наследовал король. В их числе и знаменитый портрет Монны Лизы.