Зеленый свет - дамам!

Мужчины пренебрежительно относятся к женщинам за рулем: баба -- она что на корабле, что на машине... Стоп! Одним из первых автомобилистов... была женщина! А современная статистика доказывает: женщины — лучшие водители, чем мужчины.

Первая автоледи

...Берта подняла сыновей на рассвете. Она, 15-летний Эгон и 13-летний Рихард задумали путешествие на "безлошадном экипаже", но — в тайне от отца семейства.

Трехколеску выталкивали со двора вручную — чтобы шум мотора не разбудил Карла и троих младших детей... Начиналось 4 августа 1888 года. От родного Мангейма до Пфорцхайма, где жила мать Берты, к которой они ехали, было 180 км.

За пару лет до этого, 3 июля 1886-го, Карл Бенц явил миру свое изобретение — проехал по улицам Мангейма на первом в мире автомобиле с бензиновым двигателем.

Прошло два года, но во всей Германии не нашлось смельчака, пожелавшего купить "безлошадный экипаж".

"Лишь жена верила в мое изобретение! — писал Бенц позже. — Она всегда была мне верным помощником и неизменно сопровождала меня в первых поездках. Помогала при пуске двигателя. Если экипаж упрямился, могла и подтолкнуть его".

При этом мудрая Берта не уставала повторять, что люди покупают только то, что им известно, а значит, Карл должен не просто прокатиться по городу, а продемонстрировать автомобиль "во всей красе".

Собственно, и свою авантюрную поездку Берта Бенц предприняла для того, чтобы привлечь покупателей. Она устроила рекламную кампанию автомобилю!

Путешествие не обошлось без приключений. Чтобы заправиться, пришлось покупать лигроин в аптеке и черпать воду из колодца — бензоколонок ведь еще не было! Засорившийся бензопровод Берта прочистила булавкой от шляпки. Перетершийся провод зажигания заизолировала резинкой от чулочной подвязки. А чтобы заменить разодравшиеся в клочья кожаные тормозные накладки, наняла... сапожника! Но самым серьезным испытанием оказались холмы. Машина отказывалась ехать в гору, и ее приходилось толкать...

Во двор бабушкиного дома "экипаж" въехал, когда уже смеркалось. Берта тут же телеграфировала мужу. 39-летняя Берта Бенц стала первой в истории человечества женщиной — водителем автомобиля. А уже осенью того же 1888 года у ее мужа появился первый оптовый покупатель.

Вдоль и поперек

В Америке начала ХХ века женское автовождение считалось едва ли не делом государственной важности.

Сама Элис Рузвельт Лонгворт, дочь президента Теодора Рузвельта, прославилась тем, что в одиночку (!) проехала на автомобиле из Ньюпорта до Вашингтона!

Прочие дамы предпочитали путешествовать в компании. Так, летом 1909 года — в ту пору в США тропинок было больше, чем дорог — 21-летняя Элис Хейлер Рэмзи и три ее подружки (ни одна из них не умела водить машину) проехали на автомобиле через всю страну — от Нью-Йорка до Сан-Франциско.

Путешествие заняло 41 день, и Элис вошла в историю как первая женщина-водитель, пересекшая Соединенные Штаты.Позже она рассказывала:

"Я родилась с тягой к механике! Унаследовала это от отца. А вот у моего мужа такой тяги не было вовсе. Джон и не пытался научиться водить машину! Зато он одобрял мое увлечение и не скупился покупать мне новые авто!"

Да-да, американские мужья не видели ничего зазорного в том, чтобы приобретать автомобили не себе, а своим благоверным!

Некий Исаак Розенцвейг из Аризоны в 1912 году обзавелся машиной, но... понял, что ему совсем неинтересно крутить баранку. Он отдал авто жене Розе — та заезжала за ним после работы, возила детей на уроки музыки, ездила по магазинам...

Но если Розу какой-нибудь женоненавистник может назвать клушей, пересевшей с насеста за руль, то против американки Джоан Ньютон Канео не осмелится выступать никто!

Джоан — знаменитейшая женщина-автогонщик, блиставшая в 1905 году. А в 1915 году другая серьезная автолюбительница, Уильма Расси из Нью-Йорка, стала... первой женщиной-таксистом.

Незаслуженное оскорбление

Чем доступнее технически и материально становились автомобили, тем больше женщин пересаживались с пассажирского сиденья на место водителя.

В 1927 году журнал Motor писал: "Автомобильный бизнес почти в одночасье стал женским бизнесом с женским рынком сбыта... Всего несколько лет назад счет женщин-водителей шел на сотни, теперь же — на миллионы".

В 1956 году концерн "Додж" даже выпустил автомобиль La Femme, созданный специально для представительниц прекрасного пола. Это была машина розового цвета с откидным верхом (ведь идеальный "женомобиль" — кабриолет, способный "явить жемчужину свету") и внутренней отделкой, имитирующей гобелен. "В нагрузку" к авто прилагался подарочный набор — шляпка, сумочка, пудреница и губная помада в тон.

А три года назад эмансипация шагнула еще дальше: инженеры одной американской автомобильной корпорации обзавелись новой "униформой" — скрепками на ногтях! Просто они работали над панелью управления автомобиля, которая была бы удобна для женщин с длинными ногтями, вот и "входили в образ".

Но, увы, перечисленные примеры — исключение из правил. С тех пор как дама за рулем перестала быть диковинкой, большинство мужчин выбрали лучший способ защиты — нападение. Они начали относиться к женщинам-автолюбительницам с пренебрежением.

К примеру, во времена автомобилей с ручными стартерами в ходу была такая байка. Некая дамочка пыталась завести машину, ручка стартера вырвалась у нее из рук и... попала в челюсть стоявшего рядом мужчины. У бедняги началась гангрена, и скоро он умер. Мораль сей басни такова: автомобилистки настолько бестолковы, что не только не могут справиться со своим средством передвижения, но еще и причиняют немалый вред окружающим!

А чего стоит хотя бы реклама того же стартера: "С его помощью завести автомобиль сможет даже женщина!"

Продавцы автосалонов стали в разговоре с покупательницами в лучшем случае акцентировать внимание на цвете и интерьере машины (не стоит "метать бисер", рассказывая о технических характеристиках авто, — женщина все равно не поймет!). В худшем — заявлять: "Приходите с мужем. Ему мы все расскажем!" Столь же хамскую манеру общения взяли и автомеханики.

В чем только не обвиняют автолюбительниц! Они, дескать, и водят либо как бог на душу положит (вспомнит такая, что плиту не выключила, и — через две сплошные на разворот!), либо "по заученному", педантично выполняя ПДД, а у дороги, меж тем, свои правила... И в технике ни бельмеса не соображают, хорошо, если знают, куда бензин заливать... И к машине относятся как к средству украшения себя, любимой (женщины якобы не любят тонированные стекла, потому что те не дают им покрасоваться)... И вообще — дамы лишь на словах борются за равноправие полов на дороге, на деле же останавливает их инспектор ГИБДД — начинают давить на жалость: я слабая женщина, у меня дома больной ребенок...

Между тем еще в 1925 году Американская автомобильная ассоциация заявила: "Все тесты решительно доказывают, что женщины-водители не только так же компетентны, как мужчины, но и более стабильны и предсказуемы в своих реакциях на возникающие дорожные ситуации". Современная статистика подтверждает это. Пускай женщины не становятся асами автовождения, пускай они даже остаются пожизненными "чайниками", зато они более дисциплинированы на дороге, быстрее реагируют в экстремальных ситуациях, да и вообще относятся к процессу вождения ответственнее, ведь само решение сесть за руль дается женщинам не так легко, как мужчинам, а значит, является более осознанным.

Но истинные джентльмены все же есть. На вопрос "Как вы относитесь к женщине за рулем?" они отвечают: "Замечательно! Женщины — самое прекрасное, что есть на дороге. Не считая машин".

(Евгения САВИНА)

Обо всем понемногу