И опять о"ТИТАНИКЕ"
"Титаник" затонул в северной части Атлантики 97 лет назад. С тех пор, как сострил гарвардский историк Стивен Байэл,"о нем написано не намного меньше, чем об Иисусе или о Гражданской войне Севера и Юга". Существует без малого 200 книг, документальных и игровых фильмов – в том числе самая кассовая кинокартина всех времен.
Итак история и факты.
«Титаник» — британский лайнер типа «Олимпик», заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Белфаст, Северная Ирландия), спущен на воду 31 мая 1911 г., прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 г. Крупнейший пассажирский пароход мира на момент своей постройки, принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн». Bо время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Он имел на борту 1316 пассажиров и 891 члена экипажа, всего 2207 человек (то есть 62 % плановой загрузки). Из этого числа пассажиров и членов команды выжило 706. Катастрофа «Титаникa» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов.
"Титаник" появился в эпоху великого переселения народов из Старого света в Новый. С 1910 по 1914 год Европу покинули 12 миллионов человек. Три четверти осели в США, остальные - в Австралии и Новой Зеландии. Тысячи людей толпились у причалов и, приложив ладонь козырьком к глазам, вглядывались в морской горизонт. Пароходы приходили и уходили, а толпы всё не таяли. Нужны были новые суда, с помощью которых мигранты могли бы целыми стаями перемахивать в далёкие края.И они появились.
Первым был"Олимпик", копией которого через два года стал"Титаник". Именно он потряс современников своей технической новизной и роскошью и стал как бы материализованным воплощением мечты человека о господстве над океаном. Чего стоил один только основной винт пятиметровой высоты! (Имелись ещё два боковых винта меньшего размера).
"Непотопляемый""Титаник" спустили на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы"Харланд энд Вульф" 31 мая 1911 года. Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания"Титаника" были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк
Удалось подробно определить ход событий: (увеличьте карту)
10 апреля 1912 года
12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта, и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров.
21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).
11 апреля 1912 года
12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.
14 апреля 1912 года
09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы.
13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51? северной широты, 49°52? западной долготы.
13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27? северной широты, 50°8? западной долготы.
21:30 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C), второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25? северной широты, 49°—50°30? западной долготы.
22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (?0,56 °C).
23:00 —температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C),температура забортной воды 31° по шкале Фаренгейта (?0,56 °C). «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 — около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).
15 апреля 1912 года
00:05 — отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).
01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:17 — гаснет электрическое освещение.
02:18 — «Титаник» разламывается на две части.
02:20 — «Титаник» затонул.
03:30 — в спасательных шлюпках замечают спасательные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
04:10- 08:50-— «Карпатия» подобав все шлюпки с «Титаника» и взяв на борт 706 спасшихся человек, берёт курс на Нью-Йорк.
Трагедия произошла по нескольким причинам. Как теперь говорят «человеческий фактор», природный и технические причины.
- Началось всё с радиста
Радиооборудование на лайнере было самым современным, поступило на борт 2 апреля от фирмы «Маркони», к этому времени монополизировавшей радиопромышленность Италии и Англии. Мощность основного передатчика составляла 5 киловатт, питание поступало от электрогенератора. Bторой, аварийный передатчик, питался от батарей. Между двумя мачтами были натянуты 4 антенны, некоторые высотой до 75 м. Гарантированная дальность прохождения радиосигнала составляла 250 миль. Днём при благоприятных условиях возможна была связь на расстоянии до 400 миль, а ночью — до 2000; подготовка радистов была безупречной.
Двадцатипятилетний Джек Филлипс, несмотря на свою молодость, был в компании"Маркони марине" на хорошем счету у начальства и считался одним из самых лучших и способных радистов. Он начал работать на почте. В 1906 году поступил в училище города Ливерпуля, готовившее радиотелеграфистов, блестяще сдал выпускные экзамены и в последующие годы служил на нескольких судах. Последние три года он обслуживал мощный передатчик, установленный на западном побережье Ирландии. Филлипс был всецело предан своему делу, и узнав о назначении на"Титаник" не скрывал своей радости.
Двадцатидвухлетний Гарольд Брайд, как и Филлипс, начал на почтовом телеграфе. Он тоже окончил ливерпульское училище компании"Маркони" и летом 1911 года начал службу на трансатлантических пароходах. Переход на"Титаник" и совместную работу с опытным Филлипсом, с которым у него были прекрасные отношения, Брайд считал большой удачей.
Оба радиста поделили работу следующим образом: Филлипс находился у аппарата с 8 часов вечера до 2 часов ночи, затем заступал Брайд, который работал до 8 часов утра. В течении дня до 2 часов работал Филлипс, за ним до 8 часов вечера Брайд, но в пределах этой договоренности они менялись так, как устраивало их обоих.
Но прямой связи с капитаном не было — все сообщения ему необходимо было докладывать устно.
Причина заключалось в том, что, радиотелеграфная станция, как например зимний сад или детские песочницы, считалась роскошью.
Основной обязанностью радистов, особенно ночью, был прием сообщений. В точно установленное время, когда мощный передатчик в Польдхе начинал передавать основные информационные новости, Филлипс, дежуривший в то время, сообщал всем судам и береговым станциям, что переходит на пием, и настраивал приемник на соответствующую волну. Радист в наушниках быстро и кратко записывал знаками Морзе информацию о всех значительных событиях, происшедших в мире. В среднем он записывал со скоростью 18 слов в минуту, а сама передача продолжалась полчаса. Часть дневного и ночного времени станция"Титаника" принимала и отправляла сотни самых разных радиограмм, в том числе и большое количество депеш частного характера, которые посылали или получали пассажиры судна.
Известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой.
По сохранившимся записям с различных судов, имевших связь с лайнером, удалось более или менее восстановить картину работы радистов. Сообщения о дрейфующих льдах и айсбергах начали поступать уже утром рокового числа — 14 апреля, указывались точные координаты зоны повышенной опасности. Но «Титаник» продолжал гнать дальше, не сворачивая с курса и не снижая скорости. В 19:30 пришла в частности телеграмма с транспортного судна «Месаба»: «Сообщаю о льдах от 42 градусов до 41 градуса 25 минут северной широты и от 49 градусов до 50 градусов 30 минут западной долготы. Видел большое количество айсбергов, ледяные поля».
В это время старший офицер связи «Титаника» Джек Филлипс трудился на благо пассажиров, передавая на станцию мыса Рас неиссякающий поток посланий, тогда как самое важное сообщение так до капитана и не дошло, затерявшись в бумажном ворохе — радист «Месабы» забыл пометить сообщение как «Ice Report» c префиксом MSG, что значило «лично капитану».
Эта маленькая деталь с лихвой перекрыла самоотверженную работу Филипса. Когда в 23:00«Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но усталый, занятый телеграммами радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
С другой стороны, 14 апреля помимо этого сообщения было получено ещё несколько предупреждений об айсбергах с других кораблей. Капитан принял определённые меры, в частности, офицеры были устно и письменно предупреждены об опасности, а вперёдсмотрящим было приказано искать льдины. Поэтому нельзя сказать, чтобы капитан Смит совсем не знал о льдинах.
Капитан Смит являлся не просто старейшим капитаном с 38-летний стаж службы в компании"Уайт стар лайн" Это был бородатый патриарх, которого одинаково почитали как члены экипажа, так и пассажиры. Им нравилось в нём абсолютно всё - в особенности поразительное сочетание твёрдости характера и светских манер. Ему было 59 лет и после этого рейса он должен был уйти на заслуженный отдых.
В 23 часа 39 минут, когда двое вперёдсмотрящих, Флит и Ли, перед носом судна увидели что-то более тёмное, чем поверхность океана.
Перед нами лёд! - закричал Флит и тут же ударил в колокол, висевший в"вороньем гнезде". Три удара были сигналом, означавшим, что прямо по курсу находится какой-то объект. Одновременно он бросился к телефону, соединяющему"воронье гнездо" с мостиком. Шестой помощник Дж. П. Муди отозвался почти мгновенно.
- Лёд прямо по курсу - выкрикнул Флит.
Опять сложились обстоятельства. Неясно почему у вперёдсмотрящих в этот раз не было биноклей Есть мнение, что имея бинокль, вперёдсмотрящий, несмотря на безлунную ночь, заметил бы айсберг не за полмили (926 м), а за 2 или 3 мили (4—6 км). С другой стороны, бинокль сужает поле обзора, поэтому его используют лишь после того как вперёдсмотрящий что-то заметил.
Если бы на море было хоть небольшое волнение или зыбь, он увидел бы белые барашки у «ватерлинии» айсберга. Как позже стало известно, «Титаник» столкнулся с «чёрным» айсбергом, то есть с таким, который недавно перевернулся в воде. Обращённая к лайнеру сторона имела тёмно-синий цвет, из-за этого не было отблеска (нормальный, белый айсберг при подобном условии мог быть замечен за милю).
Около 00 часов капитан Смит зашёл в радио рубку.
- Мы столкнулись с айсбергом и сейчас я занимаюсь тем, что выясняю, не причинил ли он нам повреждений. Так что будьте готовы послать просьбу о помощи, только не передавайте её до тех пор, пока я вам не скажу. Капитан ушёл, но через несколько минут снова вернулся в радиорубку.
- Передайте просьбу о помощи.
Он дал Филлипсу листок бумаги, на котором были записаны координаты"Титаника".
И в ноль часов пять минут Филипс выстукивать буквы CQD - принятый в то время международный сигнал бедствия, а потом буквы MGY - позывные"Титаника".Снова и снова, шесть раз подряд уходили эти сигналы в холодную, иссиня-чёрную ночь Северной Атлантики.
Радист на британском судне"Вирджиния" был последним, кто слышал призывы"Титаника". В 2 часа 10 минут он поймал его сигналы, но они были такие слабые, что он их не понял.
В 2 часа 20 минут — «Титаник» затонул. - Вторая причина трагедии состояла в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 66 328 тонн и на борту его было 2207 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Но, к несчастью, и эти шлюпки были заполнены лишь частично.
Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40.
Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным.
Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.
В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе ко шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать.
Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку. Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным — большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение (из 1316 пассажиров погибло 817), не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки).
В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки».
Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода.
Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано всего 13 человек. - Историки, ученые и просто фанаты"Титаника" бурно спорят, в чем истинная причина гибели самого большого пассажирского лайнера своего времени: а именно, почему он затонул спустя каких-то два часа 40 минут после столкновения с айсбергом и унес с собой на дно 1522 жизни.
И вот оказывается, что спорили они зря. Как разъясняет в своей новой книге"Последние тайны"Титаника" Брэд Метсен, ответ на эти вопросы был дан давным-давно, по итогам конфиденциального расследования, которое провели кораблестроители, создавшие"Титаник". За истекший период специалисты накопили достаточно доказательств того, что корабль разломился не на две, а на три части и ушел под воду быстрее и накренившись под менее острым углом, чем снилось Джеймсу Камерону, а виной всему были слишком тонкие заклепки и непрочный корпус. Но целый свод документов с верфи Harland and Wolff (Белфаст, Северная Ирландия), где появились на свет"Титаник" и другие суда его типа, свидетельствует: проблема заключалась не только в некомпетентности и некачественной работе. То была преступная халатность: кораблестроители подозревали, что корпус слишком хрупок, но проигнорировали предупреждения своего инженера, стремясь вовремя спустить"Титаник" на воду. Результаты расследования, проведенного после гибели корабля, не были преданы огласке; руководство Harland and Wolff допустило, чтобы после двух официальных правительственных расследований вина за кораблекрушение была возложена на капитана"Титаника". Иначе судебные иски многочисленных жертв повлекли бы за собой банкротство владельцев"Титаника" – в том числе Дж. П.Моргана.
С"Титаником" все было не так, как в фильме Кэмерона.
В период, когда сотни лайнеров ежегодно перевозили через Атлантику миллионы людей, кораблекрушения не были чем-то из ряда вон выходящим. Пока строился"Титаник", известие о столкновении двух роскошных лайнеров"Репаблик" и"Флорида" в водах близ Нэнтакета, штат Массачусетс, попало на первые полосы газет по всему миру. Оба судна получили намного более серьезные повреждения, чем те, что погубили"непотопляемый""Титаник". Но"Флорида" своим ходом добралась до Нью-Йорка, а"Репаблик" оставался на плаву 38 часов, и все 750 пассажиров были спасены. Почему судьба"Титаника" сложилась намного хуже, доселе оставалось загадкой. И лишь в 2005 году водолазы, работавшие с Метсеном, обнаружили два крупных куска килевой части корабля. На основе этих материалов ученые смогли установить, что лайнер действительно погубили его непрочный корпус и слабые заклепки.
Но только нам стало известно, что кораблестроители знали об этих изъянах заранее. Узнав о находках Метсена, бывший архивариус Harland and Wolf, а ныне пенсионер Том Маккласки отыскал подробности расследования, которое компания провела в 1912 году. Все это время его результаты утаивались."Наши выводы, сделанные в результате анализа новонайденных фрагментов корпуса, полностью совпали с теоретическими предположениями специалистов с Harland and Wolff, основанными на их доскональных познаниях о конструкции корабля, – говорит Метсен. – Маккласки сказал, что ждал, пока кто-нибудь догадается, дабы передать документы этому человеку". И команда водолазов и ученых под руководством Метсена, и инженеры с Harland and Wolff заключили: будь корпус и заклепки прочнее,"Титаник" продержался бы на плаву намного дольше, а значит, жертв было бы намного меньше.
"Титаник" был детищем лютой конкуренции, толчком к которой стал рост прибыльности морских перевозок после Испано-американской войны. Надеясь сделаться хозяином Северной Атлантики, Дж. П.Морган приобрел контрольные пакеты ряда британских и американских пароходств. Федеральное правительство США помогало ему, предоставляя субсидии и налоговые льготы. Британское правительство в ответ выдало субсидию Cunard Shipping – одной из немногих компаний, которые воспротивились поглощению со стороны Моргана. "Огромные деньги закачивались в отрасль, деятельность которой практически не регулировалась", – отмечает Метсен.
Обшивку корпуса сделали на четверть дюйма тоньше, а заклепки – на одну восьмую дюйма тоньше, чем предусматривалось в первоначальном проекте. Благодаря этому судно стало легче на 2500 тонн и смогло пересечь Ла-Манш быстрее конкурентов. Поскольку стандарты кораблестроения отстали от жизни – особенности крупногабаритных кораблей в них не учитывались – изменения не выходили за рамки тогдашних стандартов."Они просто старались угодить заказчику, – поясняет Метсен. – Если бы Дж. П.Морган захотел корабль из папье-маше, они бы сделали из папье-маше". К счастью, такого корабля он все-таки не заказал.