Сошествие во Ад
Конец XIV – XV века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 82 х 66 х 2,7
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 2
Псков. Икона посвящена главному событию евангельской истории — воскресению Христа и освобождению человечества от многовекового проклятья.
Источниками для подобных изображений послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима, сочинения Епифания Кипрского, творения отцов церкви, богослужебные тексты, псалмы.
После смерти на кресте Христос сошел в ад: «…медные врата сокрушились и железные распоры распались и вошел Царь Славы как человек, и все темницы адовы просветились…».
Христос поверг Сатану и вывел из ада ветхозаветных праведников и прародителей - Адама и Еву.
Мастер трактует сюжет в традициях псковской школы. Лик Христа с запавшими глазами подчеркнуто суров. Его фигура, очерченная прямыми ломкими линиями, контрастно выделяется на темном фоне и показана в резком и напряженном движении.
Христос изображен в красном хитоне и золотом гиматии (одежды мученика и победителя) на фоне мандролы — «божественной славы».
Попирая ногами врата ада, он протягивает руки коленопреклоненным прародителям — Адаму и Еве.
Ритмично расставленные по обе стороны от Христа праотцы и пророки в рябиново-красных и темно-зеленых одеждах расположены плотно, без пространственных пауз и кажутся застывшими и тяжеловесными.
Среди них изображены цари Давид и Соломон. Основную композицию дополняет изображенный в верхней части иконы Деисус со святителем Николаем в центре.
Сумрачный колорит, построенный на контрастах цвета с яркими выспышками белил, резкие острые линии, акцентированное движение, насыщенность композиции являются характерными признаками псковской иконописи.