Введение во храм
Вторая половина XIV века.Дерево, левкас, темпера.91 х 66 х 2,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 2
Новгород (?). Происходит из Успенской церкви в селе Кривое (бывший Кривецкий погост) Архангельской области. Икона, вероятно, являлась храмовым образом небольшой древней церкви во имя Введения Богородицы во храм. В Успенский храм Кривецкого погоста, возведенный в 1775 г., она, вероятно, попала после упразднения старой церкви вместе с другими иконами. Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия от Иакова о посвящении младенца Марии на служение Господу.
Согласно тексту, в трехлетнем возрасте Мария была приведена родителями в ветхозаветный храм, где она прожила до 12 лет, получая пищу из рук ангела. Величественный ветхозаветный храм, на пороге которого встречает Марию первосвященник Захария, трактован на иконе как уютный интерьер небольшой трехнефной церкви.
Трехчастное деление храма подчеркивают три его главы и три подвесные лампады, укрепленные под сводами на цепях. Младенец Мария представлена в композиции дважды. В сцене «введения» ее хрупкая фигурка изображена на фоне дверного проема, в сцене «кормления Ангелом» — на верхней ступени высокой лестницы.
Уникальной особенностью иконы является включение в ее композицию фигуры праведного Иосифа Обручника, по жребию принявшего из рук Захарии воспитанную в храме двенадцатилетнюю отроковицу Марию для соблюдения ее чистоты и непорочности.