Дионисий и мастерская
Уверение Фомы
Около 1500 г. Дерево, паволока, левкас, темпера.85 х 54 х 3,7
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 3
Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи (т. н. Неделя Фомина, или Антипасха).
Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна (20: 24-29), повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос.
С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам.
Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».
Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.
Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.