Спас «Ярое око»
Конец XIV — начало XV века.Дерево, паволока, левкас, темпера.107,2 х 78,3 х 3
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 3
Представленный на иконе иконографический тип "Спаса оглавного", с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к "Спасу Нерукотворному", образу которого также придавался охранительный смысл.
Эпитет "Ярое око" подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства.
Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.