Дионисий и мастерская

Богоматерь Одигитрия

Около 1502 — 1503 гг.Дерево, паволока, левкас, темпера.141,2 х 105,7 х 3
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ 4

Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Икона играла главную роль в интерьере собора, чем, по-видимому, обусловлены особенности ее образного решения.

Богоматерь и царственный сын, восседающий на ее руках, как на престоле, торжественны и строги. Тонкая прозрачная живопись ликов, одежды, пронизанные голубым мерцанием, обильное золото ассистов и орнаментов — все излучает свет и созвучно словам из текста службы Одигитрии Смоленской: "злата всякого блистаемы и утра солнечного светейши жилище Христово".

Слегка обозначенный наклон головы в сторону младенца смягчает холодноватую отстраненность образа Богоматери. Кисть ее правой руки, подобная колеблющемуся языку пламени, благословляет сына в мир. Кисть младенца Христа, отвечающего на благословление Марии, помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника ее туники.

Представленное на иконе иконографической решение — большая редкость в древнерусской живописи начала XVI века, позднее, в XVII веке, иконы подобные иконографии получат распространение под названием "Одигитрия Седмиезерская".