Притча о слепце и хромце


Середина XVI века. Дерево, паволока, левкас, темпера.64 х 45,5 х 3,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ 4

Новгород. В XVI веке икона входила в комплекс из трех (?) икон, объединенных единством замысла: "Видение Иоанна Лествичника", "Видение Евлогия", "Притча о слепце и хромце". Ее литературной основой послужило одноименное сочинение Кирилла, епископа Туровского (XII век).

Для икон XVI века, особенно тех, что были написаны в середине столетия в годы царствования Ивана Грозного, характерны сложные символические композиции, которые определяют понятием "иконы-притчи". В средней части иконы представлены несколько эпизодов: Христос (по тексту — хозяин сада), посадив виноград, нанимает слепца и хромца сторожить его и изгоняет их после того как они, нарушив запрет, пробрались в сад и обобрали его.

В нижней части иконы — изгнание согрешивших и наказание их "во внешней мученья темнице", отделение души от тела. Вверху Христос "во славе" в окружении архангелов судит хромца и слепца.

Иконописец стремится как можно подробнее и полнее передать не только последовательность событий литературного текста, но и выявить чисто живописными средствами главный смысл, суть притчи. В форме иносказательной публицистической "беседы" Кирилл Туровский обращается к важной философской проблеме: под образами хромца и слепца подразумеваются душа и тело человека. Размышлениям средневекового автора о соотношении духовного и телесного, небесного и земного, возвышенного и низкого в человеческой жизни посвящено живописное произведение.