Успение


Середина XVI века. Дерево, паволока, левкас, темпера.146,6 х 117,5 х 3,6
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ЗАЛ 4

Новгород. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора в г. Кемь (Карелия). Икона принадлежит к так называемому «облачному» изводу композиции Успение, появившемуся в Византии в конце XI — начале XII века.

Литературную основу подобных сцен составили тексты "Слов на Успение Богоматери" (в первую очередь "Слово" св. Иоанна Богослова), повествующих о восхищении апостолов и перенесении их на облаках в Вифлеем незадолго до смерти Девы Марии.

Среди сохранившихся храмовых икон "Успения Богоматери" образ из Кеми выделяется исключительной подробностью в изложении событий. В нем соединились воедино несколько разделенных во времени и в пространстве эпизодов: успение Богоматери в Иерусалиме, перенесение Ее тела ко гробу в Гефсиманию, вознесение Марии на небо, восхищение апостолов ангелами.

Перенасыщенная композиционно, кемская икона производит впечатление набора цитат, заимствованных из текстов "Слов на Успение" и песнопений праздничных служб. Смысловым центром композиции иконы является фигура сошедшего к одру Богоматери Христа. Его желтые одежды, покрытые сеткой золотого ассиста, выделяются на фоне пятицветной мандорлы, окруженной сонмами небесных сил. Христос дает Марии последнее благословение и принимает ее покинувшую тело душу. На переднем плане композиции изображена традиционная для сцены «Облачного Успения» сцена отсечения рук Авфонии. Она связана еще с одним эпизодом успенского цикла — перенесением тела Марии в Гефсиманию. Согласно тексту «Слова» Иоанна Богослова, во время несения тела Богоматери ко гробу иудей Авфония пытался опрокинуть ложе, но явившийся внезапно ангел отсек нечестивцу руки по локоть. Лишь молитва к Богоматери и признание Божественности Иисуса исцелили иудея. Характер колористической системы, своеобразие физиогномических типов святых, особенности размещения фигур на плоскости, зеленый позем-«коврик» позволяют говорить о создании иконы в новгородской художественной мастерской или же мастером, находившимся под сильным влиянием иконописи Новгорода.