Михайловский дворец и его владельцы

Начало истории Михайловского дворца связано с рождением великого князя Михаила. Тогда, в 1798 году, его отец, император Павел I, повелел откладывать ежегодно несколько сотен тысяч рублей на постройку в будущем для своего младшего сына дворца, который роскошью и комфортом соответствовал бы величию и вкусам императорской фамилии.

Августейшему родителю не довелось увидеть воплощение своего замысла — спустя три года жизнь и царствование его трагически и безвременно были оборваны дворцовым переворотом. Но воля государя исполнялась исправно, и когда накопленная сумма достигла 9 миллионов, а возраст великого князя Михаила — 21 года, началось строительство дворца.

Старший брат Михаила Павловича — император Александр I — 17 апреля 1819 года установил в основание фундамента каменный ковчег с серебряными монетами и заложил серебряную доску с памятной надписью.

Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Росси (1777—1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, завершивших застройку центральной части Петербурга во втором — третьем десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, «Невы державному теченью», протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей.

И подлинная жемчужина среди них — градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворца с ландшафтным и архитектурным окружением.

Осуществив коренную перепланировку обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к построенному двумя десятилетиями раньше Инженерному замку Павла I, Росси связал Михайловской улицей площадь перед зданием дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом, открыв тем самым удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

Ничуть не менее красив, хотя, может быть, и меньше известен противоположный фасад, открывающийся в Михайловский сад. Замечательным образом сочетается в нем парадная торжественность дворца и камерность парковой постройки, великолепная, чуть тяжеловатая монументальность.

В создании скульптурного, живописного, лепного, резного и прочего убранства принимали участие выдающиеся скульпторы Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов, живописцы Пьетро и Джованни Батиста Скотти, Антонио Виги, Барнаба Медичи, Фридрих Брюлло, лепные мастера Никита и Сергей Саегины, резчики Василий Захаров и Василий Бобков, паркетчики Степан Тарасов и Михаил Знаменский и многие другие известные и безвестные мастеровые люди.

«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры», — писал английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, — он «не только превосходит все виденное в Тюльeри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».

Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все — от чугунной решетки с излюбленной им военной арматурой в убранстве ворот — до планировки парка; от решения градостроительной задачи — до прорисовки узоров наборного паркета.

Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Из интерьеров — лишь два могут дать полное представление о таланте архитектора, о его первоначальном замысле и былом великолепии великокняжеских покоев.( главный вестибюль и Белый зал).

Оба они — подлинные шедевры искусства классического интерьера.

Великолепен главный вестибюль с широкой парадной лестницей, разветвляющейся на два марша, ведущих на галерею второго этажа, украшенную 18 грандиозными колоннами коринфского ордера.

Совершенство и удивительную соразмерность всех элементов демонстрирует Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и представляющий уникальный по своей сохранности петербургский дворцовый интерьер первой четверти XIX века, в котором сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и подлинная мебель, созданная по эскизам Росси, произведения декоративно-прикладного искусства.

Любопытно, что художественное совершенство Белого зала расценивалось современниками столь высоко, что было решено преподнести его модель в подарок английскому королю.

Модель Белого зала, исполненная резчиком С. Тарасовым по чертежу К. Росси, была доставлена но назначению, и, судя но тому, что доставивший ее был награжден королем «в знак особого благоволения», произвела впечатление.

В «домузейный» период жизнь дворца, начавшаяся в 1826 году, когда в него переехал великий князь Михаил Павлович с супругой великой княгиней Еленой Павловной, складывалась по-разному. Самыми блестящими были первые десятилетия.

Барон М. Корф в своих воспоминаниях, опубликованных в «Русской старине» в 1904 году, так описывает бал по случаю бракосочетания великой княгини Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтербергским 6 июля 1839 года.

«К балу были свезены все цветы из Павловских и Ораниенбаумских оранжерей, па двухстах возах и пяти барках, которые вел особый пароход. Зато все во дворце цвело и благоухало, и такого обилия редких и многоцветных растений мне не случалось видеть. В большой зале, где купы цветов, исторгался прекрасный фонтан, который вместе с тысячью огнями вторился в бесчисленных зеркалах. <...> Везде и во всех концах дома раздавалась музыка, которая гремела и в саду, открытом в этот день для публики и всего народа».

После смерти великого князя Михаила Павловича в 1849 году (в тот же год умер и архитектор Карл Росси) на смену феерической роскоши великосветских балов пришла более утонченная атмосфера артистического салона великой княгини Елены Павловны.

Здесь собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, ученые, писатели, здесь зарождалось Русское Музыкальное Общество, а затем — и первая в России консерватория.

«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминает их постоянный участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн, — здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».

Затем, после смерти великой княгини Елены Павловны, дворец унаследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, завещавшая дворец сыновьям — принцам Мекленбург-Стрелицким и дочери- принцессе Саксен-Альтенбургской. При них дворец быстро и окончательно пришел в упадок «... деревянные стропила дворца сгнили, некоторые потолки грозили падением, крыша проржавела; комнаты, поражавшие прежде великолепием, представлялись жалкими развалинами с провалившимися полами...».

По настоянию Николая II он был выкуплен у наследников.

Владимир Гусев
директор Государственного Русского музея

Владельцы дворца

Великий князь Михаил Павлович
(1798-1849)
Великая княгиня Елена Павловна
(1806 — 1873)
Великая княжна Мария Михайловна
(1825 — 1846)
Великая княгиня Елизавета Михайловна,
(1826 — 1845)
Великая княгиня Екатерина Михайловна
(1827 — 1894)
Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий
(1823 — 1876)
Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий-младший
(1859 — 1909)
Герцог Михаил Мекленбург-Стрелицкий
(1863 — 1934)
Герцогиня Елена Георгиевна Мекленбург-Стрелицкая
(1857 — 1936)
Великий князь Георгий Михайлович
(1863 — 1919)