Козловский Михаил Иванович

Екатерина II в образе Фемиды

1796 Мрамор.144 х 83 х 85
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Верхний вестибюль

В скульптурных изображениях императрицы Екатерины II варьируется персонифицированный аллегорический образ идеальной государственной власти, который создавало общественное сознание и, в значительной степени, формировала сама императрица. В эволюции этого образа, наряду с другими явлениями, нашло отражение возникновение и развитие классицизма в изобразительном искусстве России последней трети XVIII века. В целом, статуарную пластику 1770-790-х годов отличал широкий диапазон аллегорических сопоставлений.

Непревзойденной вершиной, как в портретном, так и в идейно-смысловом отношении явилось монументальное произведение Ф.И. Шубина «Екатерина II — законодательница», где в полной мере выразились возвышенные идеалы русского Просвещения.

Императрица изображена в образе Минервы, в дальнейшем появляется богиня Кибела, мать богов и владычица всего земного, покровительница городов и государств.

М.И. Козловский в мраморной статуе, законченной в год смерти Екатерины (1796) представил ее с аллегорическими атрибутами Фемиды – богини Правосудия.