Музей Тропинина
Русский пейзаж XIX века
В Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени за последние годы сложилась интересная коллекция русского пейзажа XIX века. Многие картины поступили из частных собраний, значительная группа работ была передана в дар основателем музея Ф. Е. Вишневским. Наряду с полотнами забытых и малоизученных авторов первой половины XIX века, коллекция включает неизвестные ранее произведения крупных мастеров второй половины столетия. Знакомство с ними позволяет по-новому увидеть сложный процесс формирования разнообразных школ и течений в русском пейзаже XIX века.
Музей Тропинина и московских художников его времени
В Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени за последние годы сложилась интересная коллекция русского пейзажа XIX века. Многие картины поступили из частных собраний, значительная группа работ была передана в дар основателем музея Ф. Е. Вишневским. Наряду с полотнами забытых и малоизученных авторов первой половины XIX века, коллекция включает неизвестные ранее произведения крупных мастеров второй половины столетия. Знакомство с ними позволяет по-новому увидеть сложный процесс формирования разнообразных школ и течений в русском пейзаже XIX века.
Стремление к познанию мира выдвигает на первый план документальное изображение местности, усадьбы или города. «Китайские зарисовки» теперь почти забытого художника И. П. Александрова (1780/81 — 1818) свидетельствуют о возросшем интересе к жизни, быту и нравам других стран. Сохранилось пять акварельных листов этой редчайшей серии. Публикуемые виды «Русское подворье» и «Лечение иглоукалыванием» с их точным копированием архитектуры, фигур и костюмов выполнены как отчет пенсионера Академии художеств, сопровождавшего в 1804 году русское посольство в Монголию и Китай.
К XIX веку складывается жанр романтического пейзажа, в котором «портрет местности» как бы соединяется с личными чувствами художников. О новом, эмоциональном отношении к природе свидетельствует работа неизвестного художника круга А. Е. Мартынова (1768—1826) «Вид Балаклавской бухты». В картине с большим настроением передана атмосфера теплой летней ночи. Любопытно введение жанрового мотива. Художник придает стаффажным фигуркам бытовой характер, органично включая их в пейзаж. Среди наиболее редких работ — «Пейзаж с замком» В. А. Жуковского (1783—1852) — родоначальника русской романтической поэзии и одаренного художника. Начав рисовать в раннем детстве, поэт оставил богатое графическое наследие. «Пейзаж с замком» выполнен в необычной для Жуковского технике маслом на холсте. Как живописец он испытал влияние известного немецкого художника-романтика К.-Д. Фридриха. Средневековый замок, тяжелая невысокая башня моста, собор легкой, устремленной ввысь конструкции, небольшие дома передают типичный облик тихого городка. Художник доводит изображение почти до графической четкости.
Об увлечении необычной экзотикой и своеобразием Востока свидетельствует картина Г. Г. Чернецова (1802 — 1865) «Разлив Нила», написанная во время путешествия по Ближнему Востоку и Египту. Здесь проявилось характерное для художника глубокое внимание к натуре. Широкий панорамный охват пространства с вершины пирамиды Хеопса позволил показать расположенный почти у горизонта город, залитые водой поля, испещренные надписями путешественников камни знаменитой пирамиды.
Особое место в русском пейзаже первой половины века занимает творчество Сильвестра Щедрина (1791 — 1830). В его картинах природа стала подлинным источником проявления чувств, созвучных состоянию человека. Натурные этюды «Вид с гор на Неаполь и Везувий» и «Набережная в Неаполе» вводят нас в живописную лабораторию крупного мастера. Красивые по праздничному розоватому колориту, полные света и воздуха, живого движения и трепета жизни, они отличаются виртуозной динамикой мазка, уверенно и точно воспроизводящего форму предметов. Родоначальник нового направления в пейзажной живописи, Щедрин заложил основу русского реалистического пейзажа второй половины XIX века.
Становление московской школы пейзажа происходило под влиянием перспективиста К. Рабуса (1800—1857). Работа неизвестного художника школы К. Рабуса «Новодевичий монастырь» и «Московский дворик с церковью при вечернем освещении» К. К. Герца (? —1879), а также пейзажи В. Е. Раева (1808—1871) отражают общие искания художников 1840—1850-х годов в плане освоения натуры. Раев долгое время жил и работал в Италии как пенсионер Академии художеств. В 1850-е годы он окончательно перебрался в Москву, умер в подмосковном Кунцеве. Парные пейзажи Раева «Вид пруда, церкви и дворца Шереметевых в Останкино при утреннем освещении» и «Итальянский пейзаж. Аппиева дорога» выражают основные темы его творчества — Россия и Италия. В них убедительно передано ощущение свежести раннего летнего утра и настроение умиротворенности.
Московские художники середины XIX века находили поэзию в обыденном и, пытаясь решать проблемы освещения, трактовали образное не посредством внешнего эффекта, а созданием лирического настроения. Их творчество в целом интересное явление в искусстве.
Традиции академического романтизма нашли воплощение в пейзажах И. К. Айвазовского (1817 — 1900), А. П. Боголюбова (1824—1896). Поэтична картина А. Боголюбова «Лунная ночь. Большой канал в Венеции». Силуэты домов и причальных столбов, тающие в сиренево-жемчужном воздухе, луна с облаками и ее отражение на воде создают загадочный облик города на воде.
К колонии русских художников во Франции, возглавляемой Боголюбовым, принадлежали такие мастера пейзажа, как В. Д. Поленов (1844—1927) и И. П. Похитонов (1850—1923). Похитонов — художник ярко выраженной индивидуальности, с острым восприятием природы. Так, «Садовница» — ювелирная по исполнению и законченности композиции — сохраняет свежесть этюда. Картины-миниатюры художник писал на специально подготовленных дощечках красного или лимонного дерева тонкими кистями, накладывая краски мелкими мазками. Природа и люди со своими повседневными делами, слитые как бы воедино, выражают мироощущение Похитонова. Этюд Поленова «Палестинский дворик», созданный художником во время путешествия на Восток, красив ярким контрастным колоритом. В этой работе автор подчеркивает значимость каждой детали.
Расцвет русской пейзажной живописи во многом связан с Москвой и Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Реалистические искания московских художников 1840—1850-х годов находят свое воплощение в творчестве крупных живописцев второй половины XIX века.