Музей Тропинина
Картины П.Ф. Соколова
В одном из замоскворецких переулков, в старинном особняке с мезонином постройки середины прошлого столетия разместился Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, в основу которого положено собрание живописи, графики и предметов прикладного искусства, подаренное Москве в 1969 году коллекционером Ф. Е. Вишневским. В одном из залов музея представлено уникальное собрание акварелей Петра Федоровича Соколова (1791 —1898), мастера камерного портрета.
Камерные портреты были в свое время явлениями частной жизни, поэтому сохранилось их не так много. Ф. Е. Вишневский передал музею коллекцию произведений П. Ф. Соколова, достаточно полно представляющую все периоды творчества замечательного акварелиста.
П.Ф. Соколов и его портреты
П. Ф. Соколов учился в Петербургской Академии художеств в одно время с блистательным Карлом Брюлловым, впоследствии был женат на его сестре. Он окончил Академию по классу исторической живописи, но нашел свое истинное призвание в жанре камерного акварельного портрета, освоив все возможности этой изысканной техники.
Среди ранних работ Соколова значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к альбомным рисункам и утвердившиеся как самостоятельный жанр графического портрета в творчестве превосходных рисовальщиков О. А. Кипренского и А. О. Орловского. В 1810-е годы П. Ф. Соколов часто обращается к технике итальянского карандаша, достигая мягкой живописности изображения. Таковы портреты Е. П. Бакуниной и М. А. Кикиной, сохранившие всю живость восприятия натуры художником.
Е. П. Бакунина изображена сидящей за столом, взгляд мечтателен и как бы устремлен в себя, в руке она держит игрушку: Амур верхом на собаке (символ любви и верности).
В портрете М. А. Кикиной художник уже применяет смешанную технику, подцвечивая рисунок сангиной и слегка прорабатывая белилами одежду. Точно схвачено портретное сходство и своеобразное выражение миловидного лица.
В 1820-е годы Соколов ищет собственный стиль в акварели, но вначале работает в традиционной манере — с применением белил. Техника его письма в эти годы еще очень близка к миниатюре, предшественнице камерного портрета. Так написаны детские портреты, которые художник исполняет корпусными, непрозрачными красками. Он тщательно прорабатывает изображение, фон, совсем не оставляет незаполненного пространства. Акварелью художник работает как подцветкой, используя контрастные цветовые сочетания: одежду мальчика в «Трех детских головках» он пишет густым синим цветом, на другом портрете мальчик одет в яркий красный мундир с синим воротником и золотым шитьем.
В технике акварели П. Ф. Соколов достигает вершины своего творчества. Одним из его шедевров является «Портрет Е. К. Воронцовой». Ее писали многие художники, но никто не изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной и женственной. Ее лицо кажется горделивым цветком, спокойный холодноватый взгляд серо-зеленых глаз исключает задушевность и теплоту общения. В этом портрете П. Ф. Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.
В другой работе — «Портрете А. А. Олениной» — больше простоты и задушевности, в нем нет яркой нарядности цвета, овальная форма придает ему особую интимность, камерность. Художник словно приблизил к зрителю лицо Олениной с задумчиво-мечтательным взглядом темно-карих глаз.
Изысканность и поэтичность женских изображений у П. Ф. Соколова соседствуют с интеллектуальностью и строгой элегантностью в его мужских образах. Их отличает более сдержанное колористическое решение, в то же время в цветовой гамме этих портретов сочетаются самые сложные оттенки черного, серого и коричневого тонов. В колорите «Портрета И. М. Муравьева-Апостола» есть даже некоторая рафинированность. Цвет пуговиц на сюртуке и орденских звезд смотрится настоящим серебром. Их тон еще усиливается светло-голубым пятном фона. Цветовая композиция портрета подчеркивает благородную сдержанность модели: на зрителя устремлен тонкий проницательный взгляд человека замечательной образованности и ума.
Прекрасен созданный П. Ф. Соколовым образ поэта В. А. Жуковского. Не прибегая к внешним эффектам, художник сумел выразить всю его значительность и высокую одухотворенность. Мастер точен в изображении внешнего облика В. А. Жуковского и его своеобразной осанки. Как вспоминал впоследствии И. С. Тургенев, поэт «держал голову наклонно, как бы прислушиваясь и размышляя».
П. Ф. Соколовым создана галерея образов замечательных людей своего времени. Кроме В. А. Жуковского ему позировали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Веневитинов, знаменитая певица Полина Виардо, скульптор П. К. Клодт и еще многие его современники, изображения некоторых дошли до нас уже как портреты неизвестных.
В 1820—1830-е годы техника письма Соколова становится более сложной и артистичной. Если в раннем творчестве художник прибегал к легкой подцветке акварелью, то теперь для достижения глубины цвета он использует густые заливки. Умело подбирая красочные полутона, он искусно создает зрительное впечатление фактуры различных тканей. С таким виртуозным мастерством написана синяя бархатная одежда с серебристо-серым шиншилловым мехом в «Портрете Е. А. Остерман-Толстой».
Работы П. Ф. Соколова отличает лаконизм художественных средств, он избегает детализации в рисунке и многоцветья в колорите. В портрете С. Ф. Толстой фигура кажется очерченной всего несколькими штрихами и плавными линиями. Белое платье и нежную кожу смуглого лица контрастно оттеняют черные локоны, украшенные красной коралловой веткой.
Поздние работы П. Ф. Соколова отличает высочайшее мастерство исполнения, к ним относится «Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем», в нем присутствует особая тщательность в передаче внешнего облика модели, почти доходящая до натурализма.
Расцвет творчества П. Ф. Соколова совпадает с периодом пушкинской эпохи, которая определила возвышенную идеальность созданных им образов, что и нашло совершенное воплощение в ясной классической форме его произведений.
(Л. Тамбовская)