Хосе де Рибера «Женская дуэль»
В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола.
Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время.
Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе (Джузепе) Риверу (Риберу) в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Хусепе де Рибера известен своими работами на религиозные темы. Но эта картина на историческую тему.
В 1552г, две женщины - Изабелла де Караззи(Carazzi) и Диамбрa(Diambra) де Поттинелло - сражались на дуэли из-за мужчины ( Fabio de Zeresola). Поединок происходил в присутствии испанского наместника маркиза Васто (Vasto) и многих зрителей.
Сцена дуэли изображена в великолепном классическом духе, в стиле "Барокко". Все персонажи разбиты на две группы, резко различающиеся друг от друга. На переднем плане - две сражающиеся насмерть дамы, вооруженные мечами и щитами. Мы видим кульминационный момент поединка. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Другая держит в боевой готовности свой меч, которым она только что ранила соперницу, и которым она собирается нанести решающий удар.
Лежащая дама, ослабленная раной, постепенно выпускает из рук свой меч, который виден на картине только частично, что по-видимому должно означать, что она уже не сможет его использовать. Тем не менее, она держит наготове перед собой щит, надеясь отразить следующий неизбежный удар соперницы. Поверженная дама вызывает глубокие симпатии - она женствена и прекрасна. Ее врагиня, хладнокровно взирающая на раненую соперницу, выглядит менее женственной и более массивной. И все-таки, в отличие от множества полотен батального жанра, эта дуэль не выглядит слишком свирепо, даже несмотря на кровавую рану.
Две фигуры изображены в ярких красках, выпукло, в них пожалуй даже больше от скульптуры, нежели от картины. Мягкие и округлые силуэты несут на себе налет эротизма. Сцена на картине сочетает в себе женственность, ярость и страсть. Одежда сражающихся напоминает древнеримскую, что несомненно делает эту пару похожей на классических античных амазонок.
Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Доминирующая фигура потенциальной победительницы уравновешена фигурой мрачного мужчины, стоящего прямо позади поверженной дамы и оттеняющего ее женственность. Он сосредоточенно наблюдает за борьбой, не выказывая никаких намерений остановить смертоубийство. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.
Наконец, на заднем плане изображена публика - группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.
На самом деле, это не обычная дуэль, ведь дуэли проводились приватно или в присутствии секундантов. Этот поединок напоминает бой гладиаторш, хотя гладиаторы сражались на арене без секундантов.
Как и другие картины Хосе Риверы, полотно содержит некую загадку: почему маркиз согласился играть роль секунданта, и почему он и остальные зрители (включая старца) спокойно наблюдают за смертным боем двух молодых дам, хотя причина их спора – сугубо личая. Не ясно также, что делают среди зрителей вооруженные люди.
Без сомнения, Риверу волновали проблемы пола, ведь за несколько лет до этой картины он создал парадоксальное полотно "Бородатая женщина", на котором изображена “кормящая мать”, стоящая вместе с мужем, причем "мать" имеет все черты обычного бородатого мужчины, за исключением большой женской груди, которую сосет дитя. Мужеподобные женщины - распространенный образ в испанской культуре, в частности, у Сервантеса. Однако в картине "Женская дуэль" женщины как раз совсем не мужеподобны, здесь "художник парадоксов" нащупал необычность и волнующую эротичность женского поединка, который в его времена был больше плодом воображения, чем реальностью.
Вероятно, Ривера хотел еще подчеркнуть контраст между яркими, молодыми женщинами, находящимися в расцвете сил и ординарной серой массой. Парадокс заключается в том, что через мгновение прекрасная цветущая жизнь может прерваться, в то время как толпа будет существовать вечно.
Это великолепное полотно - о природной женственности, о постоянной борьбе за любовь и жизнь, о величии, несовершенстве и хрупкости человеческой жизни.