Н.И.Аргунов

Портрет актрисы
П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой)

(1768-1803)

1803г, холст, масло, 140x109 см
Центральный театральный музей им.А.Бахрушина, Москва

Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг.), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты.

Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой.

Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20 лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве.

Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково.

Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний.

Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия.

Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах.

На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына.

Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.

Прасковь Жемчугова

3 февраля 1803 г. графиня Шереметева, знаменитая Прасковья Жемчугова, родила сына Дмитрия, и тотчас ею овладел панический страх. Она жутко боялась, что новорожденного могут похитить…

Прасковья Ивановна, тревожилась, когда из соседней комнаты, где лежал малыш (роженица была смертельно больна), не был слышен его плач. А потом, охваченная паникой, потребовала от мужа, чтобы тот выставил охрану у дверей детской…

Это не было истерикой. Параша знала, как поступают с "выблядками" — детьми помещиков от крепостных девушек: их выносят на задний двор и отдают какой-нибудь крестьянке из дальней вотчины, и вскоре они умирают или сливаются с серой массой крепостных. Возможно, так поступали и с прежними детьми Параши от графа Николая Петровича Шереметева. Но на этот раз Параша не молчала — ее брак с графом был тайным, но вполне законным, и родившийся Дмитрий по праву мог стать, вопреки желанию родни Шереметева, его единственным наследником. Так что Жемчуговой было чего опасаться…

Порка Гамлета

Время Екатерины II стало эпохой расцвета крепостного театра — таких театров насчитывалось более 200! Подобного в Европе не было никогда — наоборот, актерские труппы, как цыганские таборы, скитались по городам и весям и являлись символами творческой свободы. В России же крепостные театры и оркестры стали чудовищным и циничным символом рабства. У каждого господина была своя причуда: граф Каменский обожал свой театр и во время спектакля записывал ошибки и оговорки актеров, и в перерыве зрители могли слышать, как вопит "Гамлет" или "Цесарь", наказанный лично графом. Крепостных актеров обычно держали в казармах под мелочным надзором. В любой момент их могли послать работать на конюшню или поставить на запятки кареты, а то и продать. В "Санкт-Петербургских ведомостях" можно было прочитать объявление, что "продается живописец". А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за голову. Выдающийся живописец Тропинин — крепостной графа Моркова — красил заборы, колодцы, а иногда прислуживал господину как лакей за столом. А уж для любителей "актерок" разницы между труппой и гаремом не было никакой.

Необычный крепостник

Нет, нет! Муж Параши — Николай Петрович — был другим господином, добрым и гуманным. Он без ума любил театр, музыку, сам преподавал актерам мастерство, подчас с виолончелью сидел в оркестре среди своих музыкантов. Да у него и актеров кормили лучше, чем у других меломанов, они получали жалованье, приличную одежду.

Николай Петрович был самым богатым помещиком России: так случилось, что его отец Петр Борисович — наследник несметных богатств петровского фельдмаршала Б.П. Шереметева — удачно женился на богатейшей княжне Черкасской. Так два гигантских владения слились в необъятное крепостное государство.

Вообще же Н.П. был личностью необыкновенной. Он оказался плохим наследником своих напыщенных честолюбивых предков. От звона оружия и рева медных труб у него болела голова. По характеру он был добрым и скромным человеком. Как-то раз он сказал: "Чувствую, что нет моих никаких заслуг, я уже и сам позабыл, что предки наши делали". Н.П. был убежден в суетности, непрочности земных богатств, хотя от них и не отказывался.

Гениальная дочь сельского кузнеца

Неизвестно, когда Параша стала любовницей Шереметева. В народе была известна песня, сочиненная, возможно, самой нашей героиней. В песенниках начала XIX века она называлась так: "Песня кусковской крестьянки Параши Кузнецовой-Горбуновой" — о романтической встрече вечером у лужка молодого красивого барина с прелестной девушкой-крестьянкой. Если заменить лужок сценой, то это и есть история любви Шереметева и Параши Жемчуговой. Она полностью завладела его сердцем, и Н.П. отверг все предложения о женитьбе, которым, естественно, не было конца.

История Параши вполне типична для крепостных актрис. Выделилась она благодаря своей природе, данному от Бога дарованию. Необыкновенные вокальные способности и артистический дар дочки крепостного деревенского кузнеца-горбуна (отсюда две ее фамилии — Горбунова-Ковалева, иногда — Кузнецова) проявились в семь лет. Девочку сразу взяли в барский дом и отдали в уникальную театральную школу в подмосковном Кусково, где ее учили пению, танцам, языкам.

В Кусково был лучший в стране крепостной театр. Параша и стала там примой Прасковьей Жемчуговой. Эту фамилию ей придумал сам барин. Как-то раз он взял список актрис и переменил им фамилии на более благозвучные. Так появились "Бирюзова", "Гранатова", "Жемчугова". А то было все как-то некрасиво: Шлыкова, Ковалева…

Трагедия образованных рабов

Она пела почти двадцать лет, исполнила около 50 партий. Успех Жемчуговой был ошеломительный. Особенно ей удавались роли в итальянских операх. Талантом крепостной актрисы восторгались все меломаны. Параша не была красавицей. Худенькая, болезненная, слабого сложения, она не выделялась из стайки своих подруг до тех пор, пока не начинала петь. "В минуту обаяния, которое невольно охватывает вас, — писал современник, — приобретают весь смысл и значение эта казавшаяся неправильность в овале лица, эти глаза — сильные и нежные во взоре глубоком и влажном".

Но Параша не была лишь прекрасным живым инструментом. Она явно была личностью: кроме доброты, люди видели в ней "твердость воли и силу натуры". Люди замечали также, что драматизм, с которым она играет на сцене, имеет глубокие корни в ее личной судьбе — женщины талантливой, образованной, умной, с болью осознающей себя рабыней, фавориткой господина.

Как известно, в этом-то и заключалась главная трагедия образованных рабов — будь то Шевченко, Тропинин или Жемчугова. Ведь вольную от своего господина она получила только в 1798 году. И дело не в жестокости Шереметева. Как часто бывает с подобными достойными, но очень богатыми людьми, Шереметев жил в другом, чем большинство людей, мире. Крепостное право было для него естественным, мирообразующим элементом.

Некоторым он казался "избалованным и своенравным деспотом, незлым от природы, но глубоко испорченным счастием". Ему было непонятно значение свободы для других людей. Тогда это понимали только два человека — Екатерина II да Радищев.

Как-то раз крепостной архитектор Шереметева Миронов попросился на свободу, и Н.П. в гневе потребовал от приказчика "вразумить его, что таким наглым и безумным способом от господина просить ничего не дозволено", приказал "покричать на него, но не наказывать телесно". А ведь мог бы, как граф Каменский, высечь своего Палладио. Примечательно, что, по его завещанию (он умер в 1809 г.), он дал вольную только 22 крепостным из 123 тысяч.

Среди них не было ни одного актера. Когда в 1800 году Шереметев решил распустить театр и переехать в Петербург, в тот самый знаменитый Фонтанный дом, всех актеров по его воле "распределили": мужчины были определены в швейцары, лакеи, конторщики, а девушки-актрисы были срочно выданы замуж за простых крестьян… Никто из всего блистательного театра Шереметева не получил вольную и не продолжил актерскую карьеру.

Она так и не стала хозяйкой Фонтанного дома

Собственно, судьба театра была решена в 1797 г., когда Параша стала терять голос. И тогда Шереметев решил пойти до конца: он закрыл театр, дал Параше вольную, а осенью 1801 г. тайно венчался с ней в присутствии только нескольких свидетелей. А потом супруги переехали в Петербург.

Была ли счастлива с мужем Параша? Кажется, не особенно. Сам Шереметев писал, что основа их семьи — "двадцатилетняя привычка друг к другу". Брак оставался тайным до самого конца, и Параша так никогда и не вышла к гостям в роли графини Шереметевой, полноправной хозяйкой Фонтанного дома. Она умерла от чахотки вскоре после рождения сына, а уже потом, после ее смерти, Н.П. открыл тайну своего брака Александру I, и тот официально признал Дмитрия законным наследником…

Но Параша об этом не узнала и до последней минуты жизни боялась, как бы ее сына не похитили и не отдали в дворовые…