Н.И.Аргунов
Портрет Н.П.Шереметьева
1800-е гг, холст, масло, 85 х 68 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Внук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино.
Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, учась в Славяно-греко-латинской академии. На нем лежал присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях.
Посетителей театра удивляло и другое - непривычно уважительное отношение владельца к крепостным актерам. Имена их в первых домашних спектаклях были напечатаны с отчествами, а в дальнейшем граф ввел еще одно новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруга Мавра - Бирюзовой, Прасковья Ивановна Ковалева - Жемчуговой.
Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьезности постановки дела и художественному уровню стоял гораздо выше других крепостных театров. Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги И.А.Дмитриевский, Я.Е.Шушерин, (1753-1813), С.Н.Сандунов (1756-1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д.Н.Соломон и А.П.Глушковский.
Известность Николай Петрович заслужил и благодаря небывалому для того времени поступку женитьбе на своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой.