Граф Шереметьев и Прасковья Жемчугова


В конце 18-го века крепостной театр Шереметевых в Кусково считался лучшим в России. Для обучения театральному искусству здесь отбирали самых способных девочек и мальчиков из крепостных. Так попала в театр и юная Параша Ковалева, дочь дворового человека Шереметевых, кузнеца. Уже в 10 лет она впервые выступила на сцене в опере Гретри "Испытание дружбы". Ее обучали итальянскому и французскому языку, пению и танцам лучшие наставники. Получила она доступ и к богатой барской библиотеке, в основном состоящей из книг французских, и предалась чтению с настоящей страстью. Она поражала современников не только красотой и талантом, но умом и изысканностью. Вполне естественно, что сердце ее потянулось к молодому барину, Николаю Петровичу Шереметеву, глубокому знатоку театра, и искреннему ценителю ее таланта.

Николай Петрович настолько любил театр и музыку, что предпочитал всему игру в составе собственного крепостного оркестра. Он был блестящим виолончелистом. Объездив всю Европу, граф Н. П. Шереметев собрал в своем доме богатейшую библиотеку по мировой драматургии и музыке. Они были друг друга достойны. Поэтому когда к Параше в конце концов посватался сын пекаря, брака с которым искренне желал ее отец, разразилась драма. Дочь проявила неповиновение, и отныне ее положение в доме Шереметевых стало и вполне определенным и ложным. Просвещенный ум и развившиеся чувства только углубляли трагедию крепостной актрисы, обреченной самой судьбой на унизительное положение фаворитки.

В 1788 году умер отец графа Николая Петровича Шереметева, оставив ему огромное состояние - 210 тысяч крепостных душ!

Граф жил с Парашей в Кусково, в специальном доме, который был выстроен неподалеку от театра. Актриса могла выходить отсюда только в театр, по проторенной тропинке, а затем вновь прятаться от посторонних взоров. Такое положение продолжалось почти десять лет. Как-то ее оскорбили, когда она появилась в местной церкви. Будучи свидетелем ее непритворной истерики, любящий граф перевез ее в другое свое имение - Останкино. Театр отправился вслед за ними.

В конце концов Н. П. Шереметев принял неслыханное для того времени решение - узаконить свои отношения с крепостной актрисой. На это, естественно, требовалось решение государя. Он решил пригласить к себе в театр Павла I, чтобы тот лично удостоверился в прелести Параши. Павел подарил актрисе дорогой перстень, но это ровным счетом ничего не означало, и Шереметев не осмелился действовать более решительно. Однако он все-таки отправился в Петербург, ко двору, где ему предложена была должность директора императорских театров.

Разлука с родными местами, а главное со сценой, и все более удручающая неопределенность положения роковым образом сказались на здоровье Параши Ковалевой. В Петербурге у ней началась чахотка. Граф Шереметев, чувствуя свое полное бессилие, решил с помощью умелого стряпчего выправить Параше фальшивые документы, согласно которым она признавалась бы дворянкой. Ей был найден подставной отец - шляхтич Ковалевский, который ее "удочерил".

Только после смерти Павла I Н. П. Шереметев решил, наконец, узаконить свои отношения с Парашей. Они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в Москве. Неудивительно, что брак Н.П.Шереметева с бывшей крепостной обставлялся с "большой таинственностью". Четверо свидетелей были люди, "на молчаливость которых граф мог положиться". Их фамилии называет второй источник - "Записка" Татьяны Васильевны Шлыковой (также бывшей крепостной графа Шереметева и подруги П.И.Ковалевой), найденная среди бумаг в 1863 году после ее смерти4. В "Записке" сообщалось, что венчание происходило "в Москве, в среду 6 ноября 1801 года, в день святого Павла Архиепископа Константиноградского в 7 часов пополудни, на Поварской улице, в церкви Симеона Столпника.

В феврале 1803 года Параша родила сына, но брак по-прежнему оставался в тайне, и супруги не без основания боялись, что ребенок (наследник!) будет похищен недовольными родственниками мужа. В доме была установлена круглосуточная охрана. Но Параша с постели уже не поднялась: она умерла через 20 дней после родов, так и не успев увидеть своего сына, которого прятали в дальних покоях. Только на следующий день после ее кончины Н. П. Шереметев осмелился открыто объявить, что он женат. Брак его был признан законным либеральными императором Александром I, а рожденный сын получил все наследственные права.

Этим сыном несчастной крепостной актрисы и одного из самых богатых людей России и был граф Дмитрий Николаевич Шереметев, пушкинский "Лукулл", которому Пушкин в конце известного своего стихотворения адресовал искренние дружеские строки:

Так жизнь тебе возвращена
Со всею прелестью своею;
Смотри: бесценный дар она;
Умей же пользоваться ею;
Укрась ее, года летят,
Пора! Введи в свои чертоги
Жену красавицу - и боги
Ваш брак благословят.

31 июля 1768 года – день рождения Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой Русская крепостная актриса. Певица. Своего рода Золушка. Параша Ковалева была взята в барский дом восьмилетней девочкой, она отличалась странными для крестьянки утонченными манерами. В доме княгини Долгорукой она получила прекрасное образование - много читала, обучилась музыке и этикету. Младший Шереметев тем временем решал вопросы своего образования за границей. Через четыре года он вернулся, взял на себя обязанности директора Московского Банка и занялся устройством домашнего театра в Кусково - отцовской страстью. Параша покорила молодого графа.

Вскоре она исполнила свою первую роль - служанки в опере Гретри "Опыт дружбы". Недостаточно звучная фамилия была на афише заменена. Так среди прочих Яхонтовых и Изумрудовых заблестела Жемчугова. Слухи о ее способностях распространились молниеносно. Граф решает строить новое здание театра. Его открытие приурочили к визиту в Кусково Екатерины II. Плененная талантом юной Жемчуговой, императрица подарила девушке бриллиантовый перстень. После смерти отца, старого графа Шереметева, Николай Петрович, наследник огромного состояния, на несколько месяцев ушел в запой. Именно Параше удалось вывести тридцатисемилетнего графа из состояния перманентного загула.

Театр был реанимирован, у него даже появилась хозяйка. Да, та самая Прасковья Ивановна Жемчугова. Граф готов был на нее молится. Мешали сплетни - слишком очевидным становилось для окружающих влияние какой-то крепостной девки на "хозяина". Пришлось из Кусково уехать. Вскоре Прасковья тяжело заболевает - у нее открывается туберкулез. Граф наконец-то решает дать Жемчуговой вольную. За два года до ее смерти он, предварительно фальсифицировав все документы, касающиеся родословной Прасковьи, тайно вступает с ней в брак. Смертельно больная женщина успела подарить Шереметеву сына. Умерла в 1803 году. Знатные господа на ее пышные похороны не пришли. В память о своей жене Николай Петрович Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (богадельню), ныне старый корпус института им. Н.В. Склифосовского.

* * *

28 июня исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Петровича Шереметева - человека, внесшего огромный вклад в русскую культуру. Прошедший в массовой библиотеке профкома ОАО "Медстекло" вечер "Вся жизнь - служение Отечеству" был посвящен роду Шереметевых. Гостья вечера - Л.И. Коган - представила уникальный, собранный ею материал о родословной этой замечательной семьи, ее корнях, уходящих в далекое прошлое, потомках.

Родоначальником графской ветви Шереметевых был сподвижник Петра 1, дипломат, первый русский фельдмаршал, победитель в Нарвской, Полтавской и других битвах Б.П.Шереметев. Большим дипломатическим талантом отличался его сын - Петр Борисович, вошедший в историю и как основатель замечательного памятника русской художественной культуры XVIII века - усадьбы Кусково.

Удивительная судьба сына Петра Борисовича - графа Николая Петровича Шереметева. Прекрасно образованный аристократ, дипломат, владелец огромного состояния и более 200 тысяч крепостных, один из самых завидных женихов своего времени, он совершил немыслимый по тем временам поступок - женился на своей бывшей крепостной актрисе - П.И.Ковалевой-Жемчуговой. Благодаря ему было создано Останкино с великолепным дворцом-театром, в котором служило около 300 крепостных актеров. Его театр, оркестр, хор были одними из самых лучших в России. У него работали замечательные крепостные мастера, в том числе Аргуновы. С его именем связано строительство в Москве Странноприимного дома для нищих, убогих, обездоленных, ныне - здание Института скорой помощи им. Склифосовского. Об истории жизни, любви П.И. Ковалевой-Жемчуговой рассказала на вечере Н.В. Прокофьева. Интересный материал о мистическом Останкино приготовила Л.Ю. Сахарова.

Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич продолжил дело отца на ниве благотворительности и меценатства. Он был попечителем Странноприимного дома, оказывал материальную помощь церквам и монастырям, просветительским учреждениям. Его потомки, включая и современных, живущих, главным образом, за границей, продолжают музыкальные, театральные и благотворительные традиции семьи, болея душой за Россию.

* * *

История НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского неразрывно связана с судьбою целого комплекса старинных зданий на Сухаревской площади. Она началась около 200 лет тому назад, когда потомок знатной российской династии граф П.И.Шереметев в память о горячо любимой жене, бывшей крепостной актрисе П.И.Ковалёвой-Жемчуговой, построил странноприимный дом на 100 мест - больницу и богадельню ...