Адриан ван Остаде (1610-1685)
Биография
ОСТАДЕ АДРИАН ВАН (род. в 1610 г. - ум. в 1685 г.)
Известный голландский живописец, рисовальщик и офортист, мастер грубовато-гротескных сцен из крестьянской жизни, Мастер Харлемской гильдии живописцев.
Имя Адриана ван Остаде - одного из так называемых «малых голланндeB,> - было довольно широко извесстно и популярно в XVII в. Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в Росссии.
В XVII в. историки искусства даже ставили имя этого живописца в один ряд с именем Рембрандта. А столетием позже знаменитый его соотечественник Ван Гог, путешествуя по Голландии, отмечал, что встретил среди сельских жителей «массу остадовских типов, физиономий, которые напоминаают свиней или ворон ...
Жизнь Остаде, не богатая внешними событиями, была наполнена непрерывным кропотливым трудом. Результаты его удивительны даже для отличавшихся своей плодовитосатью голландских мастеров: более 800 картин, 50 офортов, сотни рисунков и акварелей. И это притом, что разрабатыывал он практически одну тему - крестьянская жизнь, ее быт, будни и развлечения.
Адриан родился в Харлеме в 1610 г. и был .крещен 10 деекабря в церкви Св. Бавона. Отец его мелкий ремесленник к тому времени сменил профессию пекаря на ткача. Из трех сыновей Остаде-старшего только средний - Ян продолжил семейное дело и унаследовал ткацкую мастерскую отца. Адрииан и Исаак стали живопИсцами.
Несмотря на большую разниицу в возрасте - 11 лет - они бьши очень дружны между собой: их связывали общность интересов и совместное творчество.
Художественное образование Адриан получил в мастеррской своего выдающегося земляка Франса Халса, куда поступил семнадцатилетним юношей. Уже здесь он твердо определился в выборе наиболее приемлемого для себя нааправления в искусстве - жанровой живописи. А главная ее тема - показ крестьянского быта - бьша избрана молодым художником под влиянием про изведений его старшего сооученика - фламандца Адриана Брауэра, изображавшего быт и нравы низших слоев голландского общества. В ранних рааботах Остаде использованы излюбленные брауэровские сюжеты - драки, попойки, игра в трик-трак или карты, осообенности композиции и живописной манеры фламандского мастера.
Много общего у них и в изображении персонажей: их грубые лица, неуклюжие фигуры и развязные манеры доведены до карикатурности и гротеска. Схожи даже назваания картин: «Игра В карты» (1633 г.), «В кабаке», «Драка в кабаке» (обе в 1635 г.), «Драка», «В школе» (обе в 1637 г.). И все же чистым подражанием это назвать нельзя.