Ян Стен (1626-1679)

Родины

На первый взгляд кажется, что на картине весёлый праздник по случаю рождения ребёнка.

Мать отдыхает после родов.

Уже выпивший от радости отец, правой рукой, держит младенца, а левой достаёт кошелёк из -за пояса, чтобы дать деньги повитухе, трогающей его за плечо.

Но если приглядется, обнаружатся интересные намёки.

На картине чётко видно, как ухмыляющийся человек держит рожки над головой ребёнка. А этот знак и в XVII веке, так и в наши дни означал и означает - мужчину-рогоносца. И ехидная ухмылка человека, держащего рожки, намекает что он причастен к появлению этого прелестного малыша.

Ян Стен был очень весёлый человек и любил всякие шутки и намёки такого типа.

Вот две женщины варят особый напиток из вина, яиц, корицы и сахара. Он считался весьма полезным для рожениц и традиционно подавался на празднике в честь рождения ребёнка. Одна из женщин протягивает руку к кошельку хозяина дома - она тоже не прочь получить плату за свою работу.

А ниже разбитая яичная скорлупа. Она символизировала у голландцев бесплодие. Это ещё один намёк на то, что "отец" - на самом деле рогоносец.

А на переднем плане - грелка для постели. В XVII в., в Голландии, в просторечии называли "грелкой" женщину, которая которая изменяет мужу.

Грелка, битые яйца - это, в конце концов, как-то вписывалось в сюжет картины. Но "рожки"!

Подобные детали считались в то время совершенно недопустимыми. И "рожки" пропали в XIX веке. Их просто закрасили.

Но в каталоге 1785г, когда картина в очередной раз выставлялась на продажу, о них упомянули специально, считая особой "изюминкой", способной привлечь внимание покупателя. Только в 1983г, во время реставрации эти "рожки" обнаружили.

Биография художника