Св. Иероним

Его полное имя было Евсевий Иероним Софроний. Он родился приблизительно в 342 году,в Стридоне, в Далмации, а умер в 420 году в Вифлееме. Один из четырех латинских (западных) отцов Церкви. Он изучал философию в Риме, где был крещени и, со временем, стал одним из самых образованных Отцов Церкви. Авторитетный богослов, он внес исправления в латинский вариант Нового Завета, переработал и перевел Ветхий Завет; этот перевод известен с XIII века под названием Вульгаты (общедоступной Библии). В Риме он был возведен в сан священника, но из-за своего острого языка нажил себе много врагов и вынужден был уехать.

Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже (в 374г)он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, "лишь скорпионов и диких зверей".

Там святой неустанно боролся с искушениями и плотскими наваждениями и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его. Камень, который он держит для этой цели, - позднее изобретение художников.

Св. Иероним оказал большую помощь в переезде в Вифлеем Св. Павле и ее дочери Св. Евстохии. После смерти мужа Св. Павла покинула Рим. В поисках спокойной религиозной жизни она пришла в Вифлеем и поселилась рядом со Св. Иеронимом, который стал ее духовным наставником. Пожертвовав свое имущество церкви, она построила для Св. Иеронима и его последователей монастырь, а также женский монастырь для сестер, ищущих ухода от мира. После смерти Св. Павлы ее дочь Св. Евстохия продолжила работу, начатую ее матерью.

Рассказывают, что когда Св. Иероним был занят нелегкой задачей перевода всей Библии на латынь, Св. Павла и Св. Евстохия неустанно оказывали поддержу Св. Иероннму. Поскольку латынь была языком простых людей, работа Св. Иеронима получила название «Вульгаты».

Существует одна интересная легенда о том, что когда Св. Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришел хромой лев. Все монахи разбежались, но Св. Иероним, сохраняя полное спокойствие, обследовал больную лапу льва и вытащил из нее глубоко вонзившуюся занозу. Лев, выражая свою признательность этому святому, стал его постоянным спутником.

Но на этом перипетии льва не закончились. Монахи обратились с просьбой к Св. Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Св. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.

Сначала, все шло благополучно, но однажды льва угораздило заблудиться в знакомой пустыне, и осел остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашел осла и, глубоко опечаленный, пошел обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и тогда льву во искупление греха приказали делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды он увидел этого осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привел целый караван в монастырь.

В произведениях искусства Св. Иероним почти всегда изображен в сопровождении льва. Он — старец, облаченный, как правило, в малиновую сутану кардинала, а на голове у него красная шапка: это кажущееся противоречие объясняется тем, что в ранний период церкви римские священники выполняли те функции, которые впоследствии были возложены на кардиналов.

Но все же Св. Иеронима чаще изображали как отшельника в пустыне, который в молитве бьет себя в грудь камнем или пишет свои труды, а рядом с ним распятие, череп и сова.