Св. апостол Петр (Симон)

Петр, апостол "первоверховный", был рыбаком из Галилеи и братом Андрея. Он и его брат были призваны стать "ловцами человеков". Наряду с Яковом и Иоанном, он стал одним из самых близких учеников Христа и, по-видимому, выступал в роли представителя от апостолов.

Со времени призвания в апостолы Петр часто упоминается в Евангелиях. В описании в Евангелиях страстей Господних обет Петра в преданности Христу соседствует с его отречением и последующим глубоким раскаянием. Житие Петра после вознесения Христа описано в Деяниях святых Апостолов.

Петр пронес слово Спасителя-по всей Малой Азии, в основном сосредоточив свою деятельность вокруг Антиохии. Затем он прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан.

Согласно традиции, Св. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении двадцати лет, пока не был обвинен в оказании пагубного влияния на одного из приближенных императора.

Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?», на что Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым».

Восприняв это как знак, Петр вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. В конце концов его избили плетью и распяли вниз головой. Он эту казнь выбрал добровольно, ибо не видел для себя смерти более достойной, чем умереть так же, как Христос.

В искусстве его внешний облик оставался на удивление постоянным, и из всех апостолов его легче всего узнать. Он пожилой, но крепкий мужчина, с короткими седыми вьющимися волосами, с лысиной или выбритой тонзурой и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубой или иногда зеленой туники.

Ключ в руках - символ Св. Петра.

Церковные его образы встречаются трех видов:
В группе с другими апостолами он стоит ближе всех к Христу.
Вместе с Павлом они символизируют иудейский и языческий элементы Церкви.
Он носит папское облачение и тиару (как первый епископ Рима или как символ папства в искусстве Контрреформации).

Повествовательные темы могут быть разделены по периодам его жизни:

1. Призвание Петра и Андрея
Св. Матфей в своем Евангелии повествует о том, как Петр и Андрей были призваны в апостолы:
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним»
(Мф. 4:18—20).

Братья в лодке, они тащат сети, или один из них на берегу на коленях у ног Христа.

Иногда присутствует толпа, взирающая на происходящее, напоминая о том времени, когда Христос проповедовал множеству людей на берегу озера.

2. Вручение ключей Петру
Поручение Христа Петру (Мф., 16:18-19). "И Я говорю тебе: ты - Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою (...) И дам тебе ключи Царства Небесного". Эти метафорические слова Христа множество раз изображались художниками Возрождения. Это считалось прообразом Св. Таинств.

Петр стоит на коленях перед Христом, получая от него ключи, вокруг стоят другие ученики.
Иногда он получает их от Младенца Христа, сидящего на руках Девы Марии. Если присутствуют овцы, то это намек на эпизод (иногда объединяемый с передачей ключей) явления Христа ученикам после его смерти, когда он поручил Петру: "Паси агнцев Моих"
(Ин., 21:15-17).