Увеличить: Центр Боковые панели
Иероним Босх (ок. 1460 -1516)
Поклонение волхвов, триптих
1495-500гг., дерево, масло, триптих,
центр. часть -138 x 72 см., боковые створки - 138 x 34 см.
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Эта триптих был написан для часовни Братства Богоматери в Хертогенбосе и был действующим алтарём. Позже, испанский король Филипп II забрал эту работу в свою резиденцию-монастырь в Эскориале.
"Поклонение волхвов" показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшим с Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот - от центра.
Триптих объединен общим пейзажем.
На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св.Петром и Св.Агнессой.
Основное действие разворачивается на центральной панели.
На фоне сельского пейзажа, переходящего на горизонте в городскую архитектуру странных очертаний, перед ветхой хижиной, — Мария с Младенцем, к которым благоговейно подступают волхвы с дарами. Три восточных царя: Мельхиор, Бальтазар и чернокожий Каспар поклоняются Младенцу Христу и подносят Ему свои дары - золото, ладан и смирну. Правда, торжественность церемонии нарушают недобрые элементы: два противостоящие друг другу вооруженных отряда на дальнем плане, безразличное и злобное любопытство пастухов. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события.
На внешней стороне боковых панелей (триптих закрыт) Христос, в окружении сцен Страстей. Ниже, у саркофага Христа Св.Григорий и донаторы (дарители алтаря). Справа римский папа.
Створки выполнены в технике гризайля.
Гризайль (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого).Применяется с 17 в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом, как имитация скульптурного рельефа.