Брейгель, Питер Старший
Страна лентяев
1567г, дерево, масло. 52 x 78 см
Старая пинакотека, Мюнхен
«Страна лентяев» — сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. В немецких сказках - Schlaraffenland,при дословном переводе ,буквально страна ленивых обезьян, от sluraff — лентяй, affen — обезьяны и land — земля.
Описывается как страна, где всего в избытке — земля с молочными реками и кисельными берегами, в которой звери бегают и летают жареными, дома сделаны из пряников, вместо камней повсюду лежит сыр. Наслаждения являются добродетелью обитателей страны, а упорная работы и прилежание — грехом. У кого жена стара и несимпатична, может обменять её на красавицу и ещё получит в придачу денег.
Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной в 1494 г., однако ещё в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата.
Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.
Картина Брейгеля «Страна лентяев» - является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. В левом углу внизу можно прочесть(на увеличенной копии) подпись художника и дату — 1567 год.
Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу — (дословный перевод) "нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна".
Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, покрытую пирогами крышу шалаша и множество других лакомств.
В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам, им принадлежешим, в них можно распознать представителей разных сословий. Крестьянин, солдат и ученый или школяр лежат с полными животами под деревом, вокруг ствола которого была установлена столешница.
На пороге шалаша сидит человек в шлеме рыцаря только что попавший в страну. Открыв рот, он ожидает, что ему в рот влетит что-то вкусное.
Смысл произведения совершенно отчётлив и ясен — остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил на своей картине, в то время не могло быть и речи.
Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.