В.Боровиковский (1757 - 1825)

Портрет Павла I в коронационном облачении

1800г, холст, масло, 266 x 202 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 12

Павел I показан откровенно позирующим, будто он разглядывает себя в зеркало, то ли примеряя императорские регалии и репетируя предстоящее торжество, то ли напоследок любуясь собой в полном коронационном параде (им самим придуманном) перед тем, как разоблачиться.

Корона как-то слегка набекрень; скипетр над ворохом императорских атрибутов Павел держит так, будто собирается его положить, присоединив к этому вороху, — вся сцена приобретает подозрительное сходство с финалом маскарадного спектакля. Такой тип парадности требовал высочайшего мастерства в изображении парчи, шелка, бархата, меха, сверкания драгоценных каменьев — того «блеска и шума славы», который в конце концов оказывается достойным презрения.

Это мастерство Боровиковский демонстрирует в совершенстве; не будь его, все превратилось бы в пустую демагогическую риторику: ведь величие и красота отрицающего жеста художественно тем эффектнее, чем импозантнее то, что отрицается.

Заказ на портрет от Академии художеств был вызван тем обстоятельством, что покровительствовавший католическому Мальтийскому ордену Святого Иоанна Иерусалимского Павел в 1799 году произвел в Зимнем дворце церемонию возложения на себя короны великого магистра ордена, что влекло за собой повторение коронационного портрета в новом ранге. Такие повторения делались по прежним образцам коронационного портрета с добавлением новых регалий и атрибутов.

(Портрет Павла I в белом далматике)

Это не значит, что Павел в самом деле позировал художнику. Для портретов, заказ на которые не исходил непосредственно от императорской особы, использовались «оригиналы», выполненные с натуры другими портретистами. В XVIII веке то была обычная практика, что отнюдь не исключало постановочные, композиционные, живописные и иные акценты, которые делали эти «непортретные портреты» вполне оригинальными художественными произведениями, порой превосходящими образцы.

Лицо императора воспроизведено Боровиковским с портрета, выполненного ранее Степаном Щукиным.