Иероним Босх (ок. 1460 - 1516)

Бродяга (Блудный сын)

1510г., дерево, масло, диаметр 70.6см.
Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды

В поздний период творчества Босх вернулся к теме странника на дороге. (см триптих "Воз сена").

Все же в отличие от его первой версии, здесь, за исключением рычащей собаки, все опасности духовны. Самая большая из них — таверна, которая символизирует порочный мир.

Типичная, для представления Босхом, таверна — это грязный дом, прибежище пьянства, похоти и разврата. Стоит лишь посмотреть на него: выбитые стёкла, покосившиеся ставни, дыры в крыше, обнимающаяся пара в дверях, и рядом человек справляет нужду. Свиньи у входа (и тогда признак грязи), курица роется в мусоре, а на крыше кувшин (у Босха — символ зла, сосуд греха) и лебедь на вывеске.

Обычно эти знаки вывешивались, указывая на ТАВЕРНУ, веселый дом.

Усталый, обносившийся путник лишь отдохнул немного и — прочь. Прочь от грешного, грязного места! За калиткой есть места получше! У него с собой всё необходимое: короб с вещами, кошачья шкурка и свиная ножка за пазухой — от дурного глаза, нож — от врагов и посох.