Сандро Боттичелли (1445-1510)
Венера и Марс
~1483г, темпера на дереве, 69 x 173,5cм,
Национальная галерея, Лондон, Англия
Бог Войны, который воюет с каждым - под ветвями мирта. Мирт, дерево ВЕНЕРЫ, поясняет, что это место - территория богини Любви. Она уверенно и пристально смотрит на Марса, погружённого в глубокий сон. Любовь победила. Венера отвлекла Бога войны от агрессивных действий и маленькие сатиры играют его доспехами. Один из сатиров, безуспешно пытается разбудить Марса, дуя в морскую ракушку у него над ухом. С юмором изображены хитрые рожицы сатиров.
Эта картина была заказана семейством Веспуччи к свадьбе для одного из её детей. В знатных семействах Флоренции, был день перед свадьбой, когда приданое невесты показывали перед домом - серебро, позолоченное серебро и драгоценные камни - в шкатулках, которые становились все более декоративными и экстравагантными, и которые назывались "большими сундуками". Самым большим художникам заказывали украсить их. Странные размеры этой работы, являются подтверждением факта, что это было фасад "большого сундука".
Невеста изображена, как Венера, рассматривающая уже молодого мужа, в образе спящего Марса. Венера - Любовь и Гармония, Марс - Война и Разногласие. Человеческий характер состоит из этих двух вещей. Союз Венеры и Марса создааёт баланс этих сил и, таким образом, совершенствуется. Этот неоплатонический урок этики был оговорен заказчиком.
ОСЫ, вылетающие из пня, подтверждают, что это - заказ Веспуччи (ит. "vespe" - оса); оса присутствует и в гербе Веспуччи.
Интересно, что очень религиозный Боттичелли, показывает Венеру бестелесной, заменив тело мастерски написанной тонкой тканью. Марс, одна из первых обнажённых фигур Боттичелли, поразил современников. По воспоминаниям, вся Флоренция прибыла, чтобы полюбоваться картиной, восхищаясь как фигурами, так и количеством подробно написанных мелких деталей.