Бруни Федор Антонович (1801— 1875)

Портрет графини З.А. Волконской в костюме Танкреда

Между 1820 и 1824, Холст, масло.188 x 130
Государственный Русский музей
ЗАЛ N15

Молодой Федор Бруни влюбился в З.А. Волконскую пылко и безнадежно, изобразил ее в необыкновенно романтическом виде — в костюме из написанной и поставленной ею оперы «Жанна Д'Арк».Опера, как и портрет, имела необыкновенный успех.

Портрет З.А. Волконской нельзя отнести к типу парадных изображений в узком значении слова. В работе Бруни нет обязательной для этого жанра репрезентативности. Очевиден романтический характер образа: такого его восприятия требуют полуфантастический костюм, латы и шлем, дикий ландшафт со скалами, оттенок созерцательного одиночества и тоски.

Волконская изображена не позирующей, а как будто мечтающей, погруженной в собственные мысли. Состояние модели поддерживается изысканным колоритом: все цвета словно бы мерцают, вспыхивают и уходят в полумрак. На ней костюм Танкреда, главного героя одноименной оперы Д. Россини, которая ставилась в салоне княгини в Риме.

Образ, сочетающий героику и веру, любовь и готовность к подвигу, томление и решительность, рожден фантазией Торквато Тассо.

Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1789-1862) — жена егермейстера, князя Н.Г. Волконского, писательница и музыкант, член Общества любителей словесности и Общества любителей истории и древностей.

С 1824 года жила в Москве; в ее доме собирались известные ученые и литераторы. В 1829 году переехала в Рим, где перешла в католичество и после смерти была причислена к лику блаженных (beata).

Литографированный портрет 3.А.Волконской в виде Жанны Д'Арк, представляющий собой вариант картины Русского музея, княгиня послала в 1826 А. С. Пушкину с указанием, что он выполнен «с Бруни» (d'apres Bruni).