Ян ван Эйк (ок.1390-1441)

Мадонна канцлера Роллена

~1435г, дерево, масло, 66 x 62 cм
Лувр, Париж, Франция

Николас Ролин (1376?-1462), канцлер Бургундии и Брабанта, был известным человеком при дворе короля Филипа Доброго. Он добился высокого поста и уважения, благодаря личным достоинствам, случай редкий в те времена. Эта картина, вероятно, заказывалась его сыном, для фамильной часовни.

Канцлер представлен на коленях перед Марией с Младенцем, ангел держит над ней корону.

Картины Ян ван Эйка наполнены символами, как было принято в то время. Похоже, что этот богатый дом принадлежит канцлеру и Мария с Младенцем и ангелом явилась к нему, как к достойному человеку, представить Младенца Иисуса. Павлин, городские дети... Всё говорит, что сцена происходит на Земле, а не на небе. А на Земле у Марии не было такого дома. Павлины - символы бессмертия,маленький сад с лилиями и розами, символизируют достоинства Марии. За лоджиeй — большой город. Пейзаж разделён окнами на три фрагмента.

Со стороны канцлера — это жилые дома, лес и зелёная окраина города.

Со стороны Марии и Младенца — это, в основном, церкви. И всё это разделяет река, но соединяет мост.

Какую идею хотел донести до нас художник? Быть может, Младенец, подняв руку в благословлении, хочет сказать, что вера (церковь) объдинит людей с Богом ? Или, что когда младенец вырастет, он перейдёт этот мост неверия и объяснит людям сущность ВЕРЫ? Во всяком случае, картина, мастерски выполненная почти 600лет назад, никого не оставит равнодушным, заставит задуматься.