П.А.Федотов

Портрет архитектора

1849г, холст, масло, 19 x 15 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 18

Этот портрет попал в Русский музей из бывшего музея лейб-гвардии Финляндского полка (там служил до выхода в отставку капитан П. А. Федотов), куда некогда был подарен одним из офицеров. Имя изображенного, как видно, к тому времени уже забылось. В экспозиции Русского музея он значится портретом неизвестного архитектора (свидетельства его профессии — предметы на столе)

Атрибуция двух других портретов, сделанная в недавнее время, позволяет теперь назвать его имя. Неизвестный архитектор — Карл-Август Андреевич Бейне (1816–1858).

В 1829 году Карл Бейне, “сын мастера иностранного замочного дела”, приглашенного в Россию и служившего на Ижевском оружейном заводе, пытался поступить в Академию художеств. Не был принят по молодости и стал посещать классы Академии в качестве постороннего ученика. Тогда же он стал помощником Александра Брюллова в работе над чертежами и в строительстве церкви в Парголове

Осенью 1836 года К. Бейне получил звание художника. В сентябре 1839 года “свободный художник Карл Бейне за программу казарм гвардейского полка” награжден Золотой медалью первого достоинства.

После пожара в Зимнем дворце в 1837 году по проектам Александра Брюллова отделывались Большая и Помпейская столовые. Карл Бейне — его помощник во всех работах. Чертеж на столе архитектора на федотовском портрете — фрагмент стены Большой столовой, по сей день существующей в прежнем виде.

В 1841 году Академия отправила Карла Бейне пенсионером “в чужие краи… для усовершенствования”. В годы пенсионерства в Италии много путешествовал по стране, изучал Рим и Помпею. Побывал в Испании, Сирии, Египте, Греции. Вымерил строения Акрополя. На Сицилии и в Стамбуле сделал зарисовки и обмеры византийских церквей. Акварели, которые он отправлял в Россию на выставки, Совет Академии неизменно находил “превосходными” и приобретал для кабинета эстампов.

К началу лета 1849 года К. Бейне возвратился в Петербург. Около 1850 года его снова отправляют за границу, в Лондон оформлять русский отдел Всемирной выставки. В Россию он возвратился в апреле 1852 года и был “причислен к Кабинету Его Величества архитектором“.

Таким образом, портрет К. Бейне мог быть написан или летом-осенью 1849 года, когда он был в Петербурге, или в апреле-мае 1852 года (уже в начале июня П. А. Федотов заболел и 14 ноября скончался).