Ян ван Эйк (ок.1390-1441) и Губерт ван Эйк (умер 1426)
вид открытого алтаря
май 1432, дерево, масло, 350 x 461 см.
|
|||||||
|
Kаждый уровень можно увеличить:
верхний уровень
нижний уровень
Посмотреть детали можно по подсказке, нажав на каждую деталь.
Так выглядит алтарь в праздничные дни, когда створки распахнуты.
Перед нами-чудо! С алтаря льется такое лучезарное солнце, какого Фландрия никогда не знала. Братья ван Эйки сотворили то, чем природа обделила их родину, даже солнечная Италия, природа которой сама утоляла стремление к многоцветью, не всегда видела на своих полотнах подобное кипение красок.
В картине верхнего ряда:
Бог-Отец, царящий над всем окружающим.
Торжественно восседает он на троне, устремив вперед бесстрастный взгляд. Строго симметричные черты лица его идеально прекрасны. Голова окружена сиянием на золотом фоне, а тиара сверкает холодным блеском. Драгоценными камнями усыпаны большая застежка на груди Бога-Отца и корона у подножия трона. Рубиново-красный цвет одежд подчеркивается матовым сиянием жемчуга, переливами зеленых изумрудов и синих сапфиров. Правая рука Бога-Отца поднята вверх, в левой Он держит скипетр из прозрачного хрусталя. Каждая деталь этой более чем полуметровой картины выполнена с ювелирной точностью и столь тщательно, что зрители как будто ощущают мягкость тканей, холод металла и хрупкость хрусталя.
Чуть ниже Бога-Отца расположились Дева Мария и Cв. Иоанн Креститель, еще ниже —
ангелы поющие(левая створка) и ангелы музицирующие(правая створка).
Две группы, изображающие ангелов, играющих музыку и поющих, наиболее известные детали части алтаря. Хотя было предположение учёных, что они были первоначально предназначены, чтобы быть отдельными частями, они ясно вписываются в иконографические каноны.
«Поющие ангелы» стоят перед резным пюпитром с нотами. Выражение их лиц различно: у одних сосредоточенно нахмурены брови, другие безмятежно спокойны, одни смотрят в ноты, другие устремили рассеянный взгляд в пространство. Еще 500 лет назад ван Мандер, первый историк нидерландского искусства, с восхищением писал, что по движениям ангелов зритель может легко догадаться, кто из них поет дискантом, альтом, басом или тенором, но все различные голоса сливаются в едином хоре, и торжественно льется величественная песнь.
Декоративная одежда, с тщательно написанными деталями, и их естественные позы увеличивают мощь этого огромного видения. Такое реалистическое предоставление ангельскего хора означает, что в пятнадцатом столетии, в Нидерландах, где музыка в то время играла значительную роль в жизни общества, была близость между светским литургическим представлениями о пении и музыки.
Соединенные с трио Бога-Отца, окруженного Девой Марией и C-Иоанном Крестителем, эти бескрылые ангелы принадлежат "небесной области", и не только поют похвалы Богу, но также и призывают музыку сфер.
Самые крайние створки изображают первых людей Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей Каина и Авеля.
Второй, нижний ряд:
посвящён сцене"Поклонение агнцу" и является главным.
Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество.
Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца. Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. В нем каждая малость драгоценна и необходима.
Используя прозрачность масляных красок, ван Эйк добивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивой точности воспроизведения формы. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Главный цветовой аккорд живописной системы алтаря состоит из пламенного красного, синего и зеленого цветов, сосредоточенных в одеждах Бога-Отца, Марии и Иоанна. Благодаря реалистическим приемам, Гентский алтарь стал школой не только для нидерландских, но и европейских мастеров. Его изучали и неоднократно копировали.
Было время, когда отдельные части этого чудесного алтаря разошлись по разным музеям. Подлинные Адам и Ева были заменены копиями, на которых прародители человечества предстали в кожаных передниках, так как целомудренный правитель Иосиф II повелел заменить оригиналы благопристойными копиями.
Завладев Нидерландами, Наполеон перевез Гентский алтарь в Париж, но в 1816 году его возвратили на родину. Правда, в таком виде, что одному из видевших эти створки они казались совершенно испорченными.
Створки этого поистине бесценного сокровища тогда стояли на полу одной из церквей и были покрыты пылью, которая за время переездов просто-таки въелась в них. Однако ключник, водивший путешественника по церкви, радовался возвращению из изгнания этого сокровища. А желая продемонстрировать его достоинства, он поплевал на одну из панелей, потом вытер это место платком, нисколько не подозревая о своем варварстве.
Драматичной оказалась история створки «Праведные судьи»«Праведные судьи». В 1934 году она была украдена, причем вор распилил доску. Далее, он поместил часть изображения в железнодорожную камеру хранения. Позвонив, он назвал номер камеры властям, желая показать, что владеет и другой частью изображения. Он потребовал у бельгийского правительства выкуп, но власти не приняли его условий, и с тех пор всякие следы «Праведных судей» утрачены. В Гентском алтаре они заменены копиями.
(по материалам книги Н. А. Иониной "100 великих сокровищ".)