Иванов Александр Андреевич
Явление Христа народу
1836 – не позднее 1855, Холст, масло.172 х 247
Государственный Русский музей
ЗАЛ N15
«Человечество на перепутье из физических сил в духовные» – эта мысль Александра Иванова легла в основу его грандиозного полотна, над которым он напряженно работал в течение 20 лет.
Картина была исполнена Ивановым в Риме; привезенная в Петербург, она не оправдала его ожиданий. В Академии художеств восприняли работу с враждебностью, а современники не смогли по достоинству оценить её новаторство.
Александр Иванов умер от холеры в том же году. Уже после его смерти полотно было приобретено императором и отправлено в Румянцевский музей.
Ныне картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а в Русском музее представлен тщательно проработанный и весьма близкий к окончательному варианту эскиз меньшего размера и эскизы фигур.
Композиция картины включает два плана.
К миру горному, небесному принадлежит одинокая фигура идущего в отдалении Иисуса; мир же земной разделился в своем отношении к его приходу.
В центре — Иоанн Креститель: его лицо пророчески вдохновенно, воздетые руки с верой устремлены к Христу.
За ним, в левой части картины, будущие апостолы: юный, рыжеволосый Иоанн Богослов страстно подался вперед; спокойно и убежденно движется седобородый Андрей, в раздумье наклонил голову Петр.
У правого края картины представлены римские воины на конях и враги Христа — иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми лицами.
Между этими двумя полюсами – толпа людей: в их лицах можно встретить и праздное любопытство и подлинное душевное волнение.
В самом центре полотна, в глубине, художник изображает себя одетым в синий плащ и серую шляпу с посохом в руке, глядящим в сторону Христа.
Пост. в 1934 году из Государственной Третьяковской галереи.