К. Брюллов (1794-1881)

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

1821, Холст, масло,113х144см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.

В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и немыслимого пейзажа. Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Картина, вероятно, была навеяна театральной постановкой, но ни в типах лиц, ни в движениях фигур не ощущается никакого театрального преувеличения. Следует также отметить, что здесь, впервые в живописи Брюллова, появилось изображение человеческих фигур, характер движения: которых обусловлен реальной обстановкой: слепота отца, внимательная осторожность Антигоны, связанная с трудностью ходьбы по гористой местности.

Уже в ранние годы Брюллов обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорадии и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Так, он делает восковые фигуры ангелов для модели Исаакиевского собора и рисунки для медалей. Брюллову всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически, занимаясь лепкой. Уже ранние его картины поражают своей пластичностью. Занятия скульптурой помогали ему не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач.