К. Брюллов (1794-1881)

Портрет Вел.Кн.Елены Павловны с дочерью

1830г, холст, масло, 265 х 185 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Блистательно мастерство Брюллова-монументалиста развернулось в большом портрете вел. кн. Елены Павловны с маленькой дочерью. Портрет был написан Брюлловым в 1830 году, но ему предшествовала длительная и упорная работа в течение более двух лет.

В 1828 году вел. кн. Елена Павловна, считавшая себя любительницей искусств и покровительницей художников, отправилась в сопровождении своей свиты в путешествие по Италии.

«Ее императорское высочество,— рассказывал своему отцу П.В.Басин, — изволила быть в Ватикане, и русские живописцы, работающие в оном, т. е. Брюллов, Басин, и Марков, имели щастие удостоиться сопровождать ее высочество по всем залам Музея и Картинной галлереи».

Результаты знакомства Брюллова с великой княгиней не замедлили сказаться. «Во время пребывания своего в Риме, государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него» ", — писал К. Брюллов.

Многочисленные наброски сепией и карандашом, сделанные в рабочих альбомах, свидетельствовали об упорной работе художника над выполнением своeгo замысла. Бесконечное число раз менял он позу Елены Павловны и ее дочери, обстановку, детали. Пытливо искал композиционное решение, изображая великую княгиню то опирающейся о балюстраду, то сидящей или гуляющей с дочерью по парку.

В окончательном решении Брюллов пришел к изображению вел. княгини в движении. Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приемом. Мастерски показал Брюллов материальность деталей: блеск плотного шелка платья великой княгини, кружево его отделки, прозрачность разноцветного шарфа.

Четко и выпукло лепит он форму, послушно заставляя мазок передавать мельчайшие особенности фактуры. Чтобы ярче оттенить фигуру Елены Павловны, облаченной в светлое платье, он помещает сзади нее красный занавес, а румянец маленькой дочери в розовом умеряет холодными отсветами ее синего раскрытого зонтика. Богатство и звучность колорита усилили зрелищность изображения великой княгини.(Э.Ацаркина))

Дочь Вюртембергского принца Павла, до перехода в православие- Фредерика-Шарлотта-Мария.

В 1824 г. вступила в брак с великим князем Михаилом Павловичем, при крещении приняла русское имя. Была блестяще образована. Под ее покровительством возникло Русское музыкальное общество. Вечера, которые она устраивала в Михайловском дворце, славились на весь Петербург. Известна широкой благотворительной деятельностью.

Во время Крымской кампании (1854-1856) Н.И.Пирогов еще в сентябре 1854 г., когда в Севастополе раненые гибли тысячами, подал прошение направить его на театр военных действий. Просьба эта оставалась без ответа несколько недель, как вдруг он получил приглашение к великой княгине Елене Павловне.

Это было "... в ту незабываемую пору, - писал Пирогов, - когда каждое сердце в Петербурге билось сильнее и тревожнее, ожидая результатов битвы при Инкермане ... К большой моей радости, она мне тотчас объявила, что взяла на свою ответственность разрешить мою просьбу. Тут она мне объяснила ее гигантский план - основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы и предложила мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела".

К вечеру того же дня вопрос был решен. Великая княгиня тотчас обратилась с воззванием к российским женщинам, желающим "принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия" в перевязочных пунктах и подвижных лазаретах на Крымском театре военных действий, и 6 ноября (25 октября) 1854г., на следующий же день после битвы при Инкермане, основала на свои средства "Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных воинах".