К. Брюллов (1794-1881)


Сон бабушки и внучки

1829г, бумага, акварель, бронза, лак, 22.5х27.4 см.
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

После поездки в Италию, Брюллов увлёкся жанровой живописью. Нередко его сюжеты и их претворения буквально балансировали на самой кромке высокого искусства. Однако если современники живописца и могли упрекнуть его в некой легкомысленности, то мы, потомки, можем только восхищаться изящным юмором художника.

Картина «Сон бабушки и внучки», мало того, что отображает героинь в таком интимном месте как спальня, так и пытается проникнуть в сокровенные сны спящих разновозрастных дев. Брюллов не первый раз обращается к такой композиции, где сон, как основной показатель самых потаённых мыслей, изображён в виде обнажённой женщины в прозрачной накидке, которая раскинула руки, словно крылья.

Что снится бабушке и внучке? Их мысли далеко от пристойных тем. Старая женщина, чьё лицо испещрено морщинами, видит себя молодой, кокетливо заигрывающей с удалым юношей в парике с буклями. То, что это именно она в молодости, подтверждают портреты над кроватью бабушки, да и благостная улыбка, застывшая на устах спящей.

Внучка ещё совсем юна, и сны её далеки от всяких амуров – кошмары с драконоподобными чудищами и крестами кладбищ терзают девушку. Её лицо беспокойно, фигура скованна, а одеяло вовсе почти упало на пол.

Как и все акварельные работы Брюллова, эта картина пропитана светом и яркими красками, а ироничный сюжет придаёт шедевру исключительное очарование.