К. Брюллов (1794-1881)
Гадающая Светлана
1836г, холст, масло, 94 х 81 см.,
Хдожественный музей, Нижний Новгород
Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, к которому он часто обращался, художник не ограничился задачами простой иллюстрации. Не случайно выбор сюжета совпал с приездом Брюллова в Москву накануне святок.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Увиденную у москвичей, бытовую сцену гадания он оживил поэтическим чувством. При этом художник не увлекся одними лишь подробностями обряда святочного гадания и особенностями народной одежды.
Изображая Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой испуганно ожидающий взор, Брюллов создал живой и впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей непосредственностью и правдивостью.
Правда, крестьянская девушка, воссозданная Брюлловым, лишена одухотворенности образов Венецианова. Но в творчестве Брюллова ее изображение сыграло определенную положительную роль.
«Гадающая Светлана» вызвала живой отклик в Москве. 0 впечатлении, произведенном картиной Брюллова, говорили напечатанные князем П.И.Шаликовым в «Московских ведомостях» стихи:
«Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом».
В свойственном ему выспреннем тоне Шаликов писал:
Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто, творческим господствуя искусством
Бездушное вдруг наделяет всем —
Сиянием и красотой, и чувством.