К. Брюллов (1794-1881)

Портрет скульптора И.П.Витали

(1794-1855)

1836г,холст,масло, 94х76.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Витали, Иван Петрович учился в академии художеств, где впоследствии был профессором. Из его работ выдаются скульптурные украшения Тверских триумфальных ворот в Москве, барельефы: "Крещение святого Владимира", "Поклонение волхвов" и "Исаакий Далматский" для фронтонов Исаакиевского собора, бронзовая статуя Павла I, бюст К. Брюллова, статуя Венеры (в Эрмитаже), "Геркулес, поражающий гидру", статуи императрицы Марии Феодоровны и великой княжны Александры Николаевны, группы детей на Театральной и Лубянской площадях в Москве. Произведения его находятся в музее академии художеств и в музее Александра III.

Линию поэтически-возвышенного портрета, намеченную в изображении Н.В.Кукольника, Брюллов развил в портрете скульптора И.П.Витали, к которому был искренне привязан. Он способствовал переезду скульптора в столицу для получения заказов на оформление Исаакиевского собора.

Почти одновременно с Брюлловым, создавшим портрет скульптора около 1837 года, Витали работал над бюстом художника. Творческое содружество послужило содержанием нового портретного замысла мастера. Он хорошо знал особенности внешности Витали, невысокого ростом, полного, с круглым лицом и короткой шеей. Об этом красноречиво говорят его острые карикатуры на скульптора (ГРМ). В одной из них Витали, в неуклюжей позе, с характерным жестом скульптора, касающегося рукой бюста Брюллова, скучающе утомленно смотрит на свое творение. Его незадачливую внешность дополняет мешковатое платье, с торчащим из заднего кармана непомерно большим платком. Дружески, но метко воспроизвел Брюллов смешные стороны облика скульптора.

Иные задачи стояли перед мастером при создании живописного портрета. В нем Витали уже не добродушный чудак, а художник, охваченный творческим экстазом. Крепко сжимая руками рабочий станок, подавшись в душевном порыве вперед, испытующе-пытливо он вглядывается в свое творение. Блеск увлажненных глаз выдает напряженность творческого состояния, а простая одежда с небрежно откинутым воротником белой рубашки напоминает о рабочей обстановке скульптора.

Сосредоточивая внимание на состоянии художника-творца, Брюллов ярким светом выделил лицо и руку Витали, погружая все остальное в мягкую полутьму. Но и в затененных местах портрета четко прорисовывается очертание станка, скульптуры, кресла.