фрагмент

О.А.Кипренский

Портрет E.П.Растопчиной

1809г, холст, масло, 77 x 61 см
Государственная Третьяковская галерея

Женские образы, созданные О. А. Кипренским, — бесценная страница в истории русского искусства. Они явились откровением даже после шедевров Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Каждый из его портретов — будь то портреты Д.Н.Хвостовой или Е.С.Авдулиной, С.С.Щербатовой — покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством. Одна из вершин среди них — «Портрет Е.П.Ростопчиной».

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина(урожд. Протасова) рядом со своим шумным, деятельным мужем, графом Ф.В.Ростопчиным, будущим незадачливым московским губернатором, коллекционером и литератором, являла собой некую внутреннюю ему противоположность. По контрасту с изображением Ростопчина (Кипренский писал их портреты одновременно как парные) в пoртрете Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания.

Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника.

В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни. Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня.

С 1814г, когда муж вышел в отставку, Ростопчины путешествовали и жили в Германии и Франции. За границей, к 1822г, Екатерина Петровна, тогда уже мать пятерых детей, пережила психологический кризис, перешедшей в католичество. Это привело к разногласиям между супругами.

Картины Третьяковской галереи