О.А.Кипренский

Портрет С.С.Щербатовой

(1798-1886)

1819г, итальянский карандаш, сангина на бумаге
Государственная Третьяковская галерея

В 1798 году у Степана Степановича Апраксина(потомок знаменитых Апраксиных, сын екатерининского фельдмаршала и внук сподвижника Петра I, будущий генерал от кавалерии, прославившийся во многих военных походах) и Екатерины Владимировны Голицыной родилась дочь Софья. Конечно, для ее обучения и воспитания не жалелось ничего.

Огромный дом супругов Апраксиных в Москве называли «школой просвещения», а домашний театр был едва ли не лучшим. В одной из опер среди сказочной роскоши сценического убранства разгуливали живые олени. Наряду с крепостными артистами выступали привлеченные огромными гонорарами европейские знаменитости. На премьерах у Апраксиных бывали самые видные театральные люди: Гедеонов, Вяземский, дядя Пушкина, Василий Львович Пушкин, писавший легкие «пиесы» для театра Апраксиных и часто сам декламировавший их со сцены. А на премьере «Сороки-Воровки» Россини у Апраксиных в 1827 году побывает Александр Сергеевич Пушкин.

В 19 лет ее отдали за Алексея Григорьевича Щербатова, генерала от инфантерии, участника войны 1812 года, отмеченного многими наградами. Вдовый генерал был старше невесты на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой, сделан Орестом Кипренским в 1819 году, во время свадебного путешествия супругов: задумчивое, нежное, одухотворенное девичье лицо. Многолетнее заграничное путешествие послужит сближению супругов, проживших счастливо, несмотря на разницу в возрасте. Софья станет матерью шестерых детей.

В Москву Щербатовы вернулись лишь в 1826 году. Салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы: родовой, светской и благотворительной». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Став с годами олицетворением «гранд-дамы», Софья Степановна, тем не менее, не любила изнеженности и праздности. «Она отличалась простотой жизни, любила рано вставать», — читаем в мемуарах.

В 1835 году, после 28 лет военной службы, имея за плечами 33 сражения и несколько серьезных ранений, князь Щербатов вышел в отставку, а в 1843 году сменил на посту московского генерал-губернатора дядю жены — князя Дмитрия Владмировича Голицына. Когда муж вступил в должность, первым шагом Софьи Степановны было учреждение общества «Дамское попечительство о бедных в Москве». И если доэтого почин в благотворительности принадлежал императрицам, то Софья Степановна, как первая дама столицы, подала пример московским дамам. Вокруг нее сразу объединилась группа энергичных, инициативных женщин.

В 1848 году скончается Алексей Григорьевич Щербатов. Софья Степановна, овдовев в пятьдесят лет, переживет мужа на сорок восемь лет, до последних дней сохраняя «подвижность, деятельность, свежесть впечатлений, ясность ума». Все силы она отдаст воспитанию детей и — делам милосердия и сострадания, слава о которых пойдет по России.

Софья Степановна создаст Комиссарское техническое училище, будет участвовать в деятельности тюремных комитетов. Ее детищем станет Никольская община сестер милосердия, которую она организует вместе с врачом-филантропом Фёдором Петровичем Гаазом.

Она взрастит талант сострадания к людям в своих детях. Дочь Ольга станет руководить приютом Марии Магдалины для девиц легкого поведения, решивших вернутся к праведной жизни. По инициативе сына Александра в Москве откроется городская больница, председателем совета которой он будет до конца жизни. Затем больницу назовут в его честь Щербатовской. Ныне это Русаковская детская больница.

Еще от имени своих братьев и сестер Александр передаст в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, с предложением устроить в нем детскую больницу. Больница, конечно же, была названа Софийской. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Картины Третьяковской галереи