О.А.Кипренский

Портрет Е.С.Авдулиной

(1788-1832)

1822-23г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Екатеринa Сергеевнa Авдулина — жена генерал-майора Алексея Николаевича Авдулина, который был близок к миру литературы и искусства. Деятельный член Общества поощрения художников, он постоянно присутствовал на заседаниях Комитета общества, в делах которого подпись его фигурирует часто.

Авдулины жили "на широкую ногу", устраивали балы, на которые приглашали интересных людей. Вот одно из мемуарных свидетельств, датируемое 24 ноября 1825 года:

«Завтра будет очень большой бал у некоего Авдулина... Он женат на очень богатой женщине, они только что вернулись из заграницы, они из серого общества, но все же, говорят, он устраивает замечательные праздники».

На балах Авдулиных бывал и Пушкин. В письме П.А. Вяземского к жене из Петербурга от 7 мая 1828 года можно прочесть следующее:

«...вчера на балу у Авдулиных совершенно отбил он [Пушкин] меня у Закревской, но я не ревновал».

Портрет этот — одно из самых поэтических созданий Кипренского. Недаром современник, увидев портрет Авдулиной, говорил, что «в ее физиономии есть душа».

А другой современник утверждал, что в этом портрете «особенно достойны замечания руки..., округлость тела и свет сделаны мастерски. А как символичен теряющий свои лепестки левкой, стоящий в стакане с водой!..»

С цветком сопоставлен и образ самой героини — одновременно хрупкий и холодный. Взгляд, направленный мимо зрителя, придаёт её лицу выражение отрешённости. С виртуозным мастерством изображены детали костюма — жёлтая узорчатая персидская шаль, жемчужное ожерелье, кисейный чепец.

Её руки сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне Леонардо да Винчи, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.

Художнику удалось передать богатый внутренний мир своей модели. Имея перед собою один только портрет, можно представить себе всю жизнь этой, безусловно, незаурядной женщины.

Картины Третьяковской галереи