Библия и живопись

Благовещение

Сандро Боттичелли - Благовещение
Сандро Боттичелли - Благовещение Кестелло

Праздник Благовещения отмечается 25 марта, ровно за девять месяцев до Рождества. В Англии он известен как День Девы Марии.

Доминирующее положение этой темы в христианском искусстве отражает важность Благовещения с точки зрения христианской доктрины; монашеские ордена и светские братства учреждались под его покровительством, и вследствие широко распространенной практики посвящать Благовещению церкви, капеллы и алтари этот сюжет часто встречается в тех местах, где Благовещение особенно почиталось. (Ян и Губерт ван Эйки. - Гентский алтарь )

Три важнейших элемента этого сюжета таковы: Ангел, Дева Мария и голубь Святого Духа, нисходящий к ней. На Западе этот сюжет впервые появился, по-видимому, в готическом церковном искусстве. Его редко можно видеть без дополнительных символических элементов; некоторые из них взяты из апокрифических Евангелий и из "Золотой легенды".

Св. Бернард и другие подчеркивали, что событие это произошло весной - отсюда мотив цветка в вазе; впоследствии это, как правило, лилия (символ девственной чистоты). Прялка или корзина с пряжей, которые можно видеть на некоторых средневековых образцах этого сюжета, намекают на легенду о приведении Девы Марии в Храм в Иерусалиме, где она должна была ткать одежды священникам.

Наиболее постоянным ее атрибутом является книга из которой, согласно Св. Бернарду, она читает знаменитое пророчество Исайи (7:14): "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына..."

Закрытая книга в руках Девы Марии, считалось, была аллюзией также на слова Исайи (29:11-12): "И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге..."

Мурильо. Благовещение

Дева Мария либо стоит, либо сидит, а чаще пребывает коленопреклоненной (обычно на скамеечкe для молитвы). Если она стоит, то отвернувшись от Ангела; ее руки воздеты, и всем своим видом она выражает испуг: "И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария".

Итальянская живопись, начиная с первой половины XVI века, помещает ангела на облаках, давая тем самым понять, что он явился с небес. В ранних образцах ангел держит скипетр, увенчанный геральдической, лилией - атрибут Гавриила, но позже oн, как правило, держит цветок лилий.

Голубь, как правило, спускается на пучке лучей света, который касается либо головы Девы Марии, либо ее груди. В целом образ этот является указанием на момент зачатия Девы Марии, то есть вочеловеченье Христа через Святого Духа, спустившегося от Бога.

Леонардо да Винчи. Благовещение

Что касается места действия, то Лука упоминает лишь, что ангел "вошел" в Марию в Назарете. Итальянские художники Возрождения стремились, однако, изображать внешнее пространство, в котором происходит действие: открытую лоджию или портик (галерею) и лишь в редких случаях - интерьер покоев Марии.