Библия и живопись

Давид

Давид не только известная личность еврейской истории, но также знаменитая символическая фигура в искусстве. Он жил в 10 в. до н. э., был оруженосцем и арфистом у царя Саула, а позже сам стал царем Израильско-Иудейского государства, причем он завоевал Иерусалим и сделал его центром своего царства.

Победа над великаном Голиафом превратила его в типологический прообраз Христа, который поборол дьявола, а игра на арфе сделала его прототипом царского музыканта, изображение которого иногда напоминает образ античного Орфея.

Сюда же относится одухотворенное искусство стихосложения, воплощенное в содержащихся в Библии псалмах, которые в средние века были наиболее читаемой и копируемой в рукописях библейской книгой. Как пророк распятия на кресте ("Страсти и величие праведника" со словами "Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?"), Давид иногда изображается на картинах распятия. По преданию, "из дома Давидова" должен был появиться мессия, и вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

Победа Давида над Голиафом

Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами.

Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф.

Он кричал евреям: "зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами".

Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.

Но Саул сказал ему: "ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне".

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с тобою".

Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?".

Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь".

И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.

Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.

Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!"

Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.