Библия и живопись

Иудифь и Олоферн

Юдифь [Иудифь] (апокрифический Ветхий Завет). Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке.

Впервые образ Юдифи встречается в средние века как пример добродетели, побеждающей порок, и может ассоциироваться с фигурой СМИРЕНИЯ. В искусстве XV-XVIвв. эта тема неожиданно становится прообразом Кары - как выражение победы над грехом.

Асирийский царь Навуходоносор, правящий в Ниневии, разгневался на народы, которые перестали его бояться и решил предпринять грандиозный военный поход на запад, чтобы усмирить гордыню западных царей и заново подчинить все западные земли власти Ассирии.

Начальником ассирийской армии назначается полководец Олоферн. Сначала планируется покорить страну и город Ветилую.

Войска Олоферна подступили к Ветилуе с огромным войском.

"Но пришли к нему все начальники сынов Исава и все вожди народа Моавитского и все военачальники приморья и сказали:

9. выслушай, господин наш, слово, чтобы не было потери в войске твоем.

Этот народ сынов Израиля надеется не на копья свои, но на высоты гор своих, на которых живут, потому что неудобно восходить на вершины их гор.

11. Итак, господин, не воюй с ним так, как бывает обыкновенная война, -- и ни один муж не падет из народа твоего.

12. Ты останься в своем лагере, чтобы сберечь каждого мужа в войске твоем, а рабы твои пусть овладеют источником воды, который вытекает из подошвы горы;

13. потому что оттуда берут воду все жители Ветилуи и погубит их жажда, и они сдадут свой город; а мы с нашим народом взойдем на ближние вершины гор и расположимся на них для стражи, чтобы ни один человек не вышел из города.

14. И будут томиться они голодом, и жены их и дети их, и прежде, нежели коснется их меч, падут на улицах обиталища своего"

Овладели асирийцы источником. Tридцать четыре дня держались люди. Без воды все ослабли, начали умирать старики и дети.Решили: ещё пять дней взывать к Богу и сдать город врагу.

Жила в городе красивая вдова, Иудифь, и обратилась она к защитникам города:

"Станьте в эту ночь у ворот, а я выйду с моею служанкою, и в продолжение дней, после которых вы решили отдать город нашим врагам. Только, не расспрашивайте о моем предприятии, потому что я не скажу вам, доколе не совершится то, что я намерена сделать."

Сняла она вдовий наряд, одела - праздничный,

"4. обула ноги свои в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее.

5. И дала служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами и чистыми хлебами и, обвернув все эти припасы свои, возложила их на нее."

Вышла Иудифь со служанкой из города и направилась в лагерь Олоферна.

Стража, увидев красавицу и узнав, что идёт она к Олоферну чтобы

"возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа.", доложила ему.

Олоферн ласково встретил Иудифь и пригласил за стол. Но она отказалась, сказав, что будет есть то, что принесла с собой.

Через четыре дня устроил он пир и Иудифь согласилась быть на нём и есть и пить, что подадут. От удовольствия Олоферн пил без меры. Когда гости разошлись, Иудифь взяла его же меч и отрубила голову, лежавшему без памяти, врагу. Завернув голову в занавес, они со служанкой спокойно вышли из лагеря.

Растерявшееся ассирийское войско терпит поражение от напавших защитников города

Ветхий завет, Книга Иудифи гл 9,10

Боттичелли. Возвращение. Иудифи. в Ветилую Боттичелли. Иудифь возвращается. с головой Олоферна Боттичелли. Слуги находят. тело Oлоферна